Малыш
влюбился. Как помочь?
«А ты меня любишь? Ага!» Мы привыкли говорить,
что «любви все возрасты покорны», но почему-то оказываемся совершенно не готовы
к тому, что наш ребенок тоже может влюбиться. И не после того, как закончит
школу с золотой медалью, поступит в университет или вернется из армии, а… в
начальной школе. Или вообще – в детском саду. Однако в этом нет ничего ни
удивительного, ни, тем более, страшного или ужасного. Но чтобы после первого
опыта нежных чувств у ребенка не осталось психологической травмы, родителям следует
отнестись к влюбленности с должным вниманием.
Уже
в детском саду девочки начинают нравиться мальчикам, а мальчики – девочкам.
Причины таких симпатий взрослым могут показаться, по меньшей мере, странными
(например: «потому что он самый высокий в группе» или «она лучше всех прыгает
через скакалку»). К тому же, эти чувства довольно быстро проходят: сегодня
мальчику нравится Настя, а завтра он уже «влюблен» в Вику или Алису. Причем как
мальчики, так и девочки могут с легкостью поменять объект любви только потому,
что тот не отвечает взаимностью («Даша сегодня на прогулке шла в паре с
Никитой, поэтому я ее больше не люблю. Я люблю Юлю – она меня угостила
булочкой»).
Ни
о какой «ветрености» или «неразборчивости» в этом возрасте не может быть и
речи, поэтому не спешите ругать сына за то, что он каждый день восторженно
рассказывает о разных девочках. Чем больше у ребенка таких «влюбленностей», тем
более общительным и дружелюбным его можно назвать. Так дети учатся общаться,
нравиться, находить общий язык… и строить отношения.
Пройдет
время и наступит возраст более серьезных чувств, а пока…
А
пока детская влюбленность очень похожа на крепкую дружбу – детям нравится
проводить время вместе (играть в одни и те же игры, ходить на прогулке за
ручку), дарить подарки, заступаться… И если такие чувства и симпатии взаимны –
замечательно!
Поддержите
своего малыша, когда он рассказывает вам о «предмете влюбленности» – выслушайте
внимательно и ни в коем случае не подшучивайте над ним, не говорите, что
«влюбляться тебе еще рано» или «у тебя таких в жизни будет много». Подскажите,
как правильно вести себя с понравившейся девочкой (мальчиком), чтобы показать
свое хорошее отношение.
Влюбленность
в младшей школе
Становясь
немного старше и переходя из детского сада в школу, дети изменяют свое
отношение к сверстникам (противоположного пола, в том числе). Они чаще
ориентируются на внешние оценки, данные учителями или родителями: «Коля
хороший, потому что выучил урок, а Петя хулиган, потому что бегал на
переменке».
Заметив
влюбленность одного из детей, одноклассники могут начать подшучивать над ним,
выставляя не в лучшем свете, а если его симпатии взаимны – обзывать пару,
напевая извечное «тили-тили-тесто, жених и невеста!» или что-нибудь еще более
обидное. Для нас, взрослых, такие вещи могут показаться пустяковыми, на которые
не стоит обращать внимание, но для детей это может стать серьезной проблемой.
Именно
поэтому мальчики в младших классах перестают играть вместе с девочками, а чтобы
привлечь внимание понравившейся одноклассницы начинают дергать ее за косички,
дразниться или даже забирать ее вещи.
Если
вы замечаете у своего ребенка такое поведение – не наказывайте его, а
объясните, что проявлять симпатию и свое расположение можно и нужно, но в той
форме, которая будет приятна его избраннице или избраннику. Ведь если любишь
человека, желаешь ему только хорошего. Нет ничего постыдного в том, чтобы
подарить девочке небольшой подарок или помочь поднести портфель (или угостить
булочкой). А тот, кто дразнит, скорее всего, просто сам ни разу не влюблялся
или не достаточно смел, чтобы проявить свои чувства.
Но
влюбиться может и первоклассник, и ученик четвертого класса. И это уже более
длительные и глубокие чувства, которые могут сохраняться на протяжении
нескольких месяцев и даже лет. Так что вынужденную разлуку (даже на три месяца
летних каникул) дети могут переживать довольно тяжело.
А
уж если предстоит переезд и надежды увидеться с «любимой» или «любимым» больше
нет, то и до депрессии недалеко. Именно в этот период родители должны проявить
больше всего внимания и сочувствия к ребенку: поддержать его, ободрить. Если
малыш не представляет себе жизни без объекта своего обожания – предложите ему
переписываться с ней (с ним) после переезда (благо в наш высокотехнологичный
век это не составляет труда), звонить чаще. Объясните, что первая любовь, к
сожалению, редко приводит к образованию семьи, но помнится всю оставшуюся
жизнь. Выберите (или сделайте) вместе с ребенком подарок для его (ее) «первой
любви», который будет напоминать о их дружбе.
Краткая
памятка родителю влюбленного ребенка:
1.
Не паниковать.
2.
Не ругать ребенка (ни за то, что еще рано влюбляться; ни за то, что он (она)
выбрал(а) не ту (того); вообще не ругать за «влюбление»).
3.
Спокойно и внимательно слушать рассказы ребенка о той (том), в кого он (она)
влюблен(а) – ребенку важно поделиться своими чувствами и переживаниями, а вам
важно, чтобы он делился именно с вами.
4.
Рассказать малышу (и привести примеры из своего детства), как лучше вести себя
с тем, кто тебе нравится. Объяснить, как проявлять свою симпатию (не бить
учебником по голове, а помочь поднести портфель, не отбирать вещи, а дарить
подарки, пусть и небольшие, не дразнить, а хвалить и т.д.).
5.
Разрешить ребенку приглашать в гости свою (своего) «возлюбленную»
(«возлюбленного») (заодно и у вас будет возможность познакомиться и
присмотреться) или сходить в гости (или на день рождения) к ней (к нему).
6.
Если влюбленность безответная – помочь справиться с переживаниями (но не
обесценивая чувства «у тебя таких еще будет много», «в твоем возрасте настоящих
чувств не бывает» и т.д., а объясняя, что «любовь – это прекрасное чувство,
которое делает человека лучше, даже если не находит взаимности» и что «мало
кому, к сожалению, удается найти свою вторую половинку еще в детстве, но вот
найти хороших друзей можно вполне» и т.д).
7.
Ни с кем посторонним не обсуждать доверенную вам тайну (даже с бабушками и
дедушками, если ребенок сам с ними не говорил об этом).
8.
Помнить, что любовь – это самое светлое и прекрасное чувство, которое способен
испытывать человек. И не стоит лишать своего ребенка возможности обрести
крылья… хотя бы на время.
Автор:
Ольга Моисеенко, практический психолог.
По материалам сайта: http://1-4.by
|