menu

Как миновать кризис первой четверти

Почти нормативный страх

Зайдем издалека.

Вот, например, ребенок дошкольного возраста, трех-четырех лет, который уже некоторое время ходит в детский сад. Он вроде бы уже адаптировался к такой коллективной жизни, но чего он больше всего боится? Он боится, что его не заберут из садика… И тут дело даже не в том, что у малыша есть подобного рода «опыт» забывания в детском саду, а в том, что это почти нормативный страх, связанный одновременно с развитием самостоятельности, эмоциональной экспансии в незнакомый до того мир и потребностью в поддержке внутреннего психологического ресурса со стороны близких взрослых. Это своего рода «игра», но игра неосознаваемая, позволяющая ребенку, имеющему поддержку близких — уверенность в их стабильном отношении (не забудут взять из сада), — осваивать мир новых отношений в более широкой социальной среде. Уже позже, лет в пять, ребенок (из условно нормативной в социальном отношении семьи) даже перестает задумываться, придут ли за ним, и если приходят рано или «не вовремя» — даже не хочет идти домой.

А что испытывает ребенок перед 1 сентября? Какие чувства и мысли его обуревают? В последнее время все чаще приходится констатировать, что к своим законным семи годам почти половина детей, в особенности мальчиков, оказывается психологически не готова к началу регулярного обучения. Технически чаще готова, а с точки зрения зрелости всех предпосылок, необходимых для успешной адаптации, — нет, то есть отмечается незрелость регуляторных функций, и как следствие — затруднено «опроизволивание» и поведения, и памяти, и речи…

Но все это может как затруднять, так и облегчать существование ребенка в школе именно в первые два месяца.

Восемь причин тревоги у первоклассников

Психологи глубоко убеждены, что первые четыре–шесть недель в школе являются критическим периодом для любого ребенка. Это почти нормативная ситуация, как с малышами в детском саду и их страхами. Ведь и у будущего школьника масса страхов, неуверенности, тревоги. Можно попробовать понять, почему.

1. Чаще всего ребенок попадает в малознакомое для него место, где он физически должен тратить свой ресурс на своеобразное «ориентирование».

2. Это ориентирование и построение новой для ребенка модели поведения необходимы не только в физическом пространстве, но и в пространстве новых формальных отношений — охранник, дежурный, буфетчица и др.

3. Наличие большого количества незнакомых людей, с которыми надо взаимодействовать, необходимость ориентироваться в пространстве уже неформальных отношений.

4. Недостаточная структурированность школьных правил и прав самого ребенка (плюс отсутствие хорошо знакомых людей, которые в этом отношении могут помочь). Такая ситуация — «нерасписанность» всех возможных проблем и разрешенных путей их решения — может стать источником истинного стресса для ребенка, ведь ему неоткуда брать новые модели поведения, у него их просто нет в арсенале, а родители часто лишь излишне запугивают детей, считая, что чем жестче они расскажут ребенку о том, как надо вести себя в школе, что там нельзя делать, тем послушнее и правильнее будет его поведение.

5. Повышение своего внутреннего статуса, что также часто не позволяет ребенку обратиться к родителям с простым вопросом, своеобразное неудобство перед близкими, «ведь я уже взрослый». Подобное повышение собственного статуса, традиционно называемого в педагогике «становлением позиции школьника», именно в начале школьной жизни часто является тормозящим адаптацию ребенка фактором.

6. Значительно возрастающие уже к третьей декаде сентября, а тем более к началу октября образовательные, программные нагрузки, хоть формально и без домашних заданий, но фактически — с ними.  

7. Несовпадение ожиданий, то есть того, что ребенок в своем внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, и того, на что он на самом деле «напоролся».

8. Нарастание педагогических и родительских претензий к ребенку, вполне объяснимых, поскольку все семь вышеперечисленных пунктов приводят к тому, что ребенок оказывается в ситуации настоящего стресса, усугубляющего его эмоциональное и физическое неблагополучие.  

Категория: В первый класс | Добавил: Наталья_Ивановна (21-08-2011)
Просмотров: 1019 | Рейтинг: 1.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]