menu

Стоит ли учиться летом?


  Учиться или не учиться?

   Прежде чем окончательно решить, стоит ли заставлять ребенка учиться летом, давайте ответим себе на вопрос: «зачем ему это нужно?» или даже «зачем нам это нужно?».

    Можно назвать летнее обучение ребенка оправданным, если это необходимо для дополнительной подготовки к экзаменам (например, для поступления в 5-ый класс в гимназию) или для восполнения значительных пробелов в знаниях по 1-2 предметам (чтобы в новом году ребенок смог успешно учиться дальше).

    В таких случаях ребенок может заниматься с репетитором (или учиться под руководством родителей), но не более одного-двух часов в день. Лучше начинать такие уроки не с первого дня каникул, а хотя бы через пару недель, чтобы ребенок мог немного передохнуть и набраться сил для новых занятий. Разумеется, как и в учебное время, у малыша должны быть выходные, когда об учебе можно не вспоминать. Если речь идет о занятиях дома с родителями, то "уроки” можно и нужно подстраивать под потребности и взрослых, и ребенка. В солнечный денек можно отпустить его дольше поиграть на улице или сходить на речку, а занятия перенести на вынужденное сидение дома во время дождя. Учеба летом не должна быть ребенку в тягость.

 О  днако если вышеупомянутые причины к вашему ребенку не относятся (экзамены не грозят и «запущенных» предметов пока нет), заставлять его учиться летом для того, чтобы «не обленился» или «чтобы не путался под ногами» будет нечестно с вашей стороны, и вряд ли приведет к чему-то хорошему. Представьте, как вам было бы неприятно, если бы ваш начальник нагрузил вас работой на весь отпуск, «чтобы вы на отдыхе совсем не обленились». Ваш ребенок почувствует себя так же, если несправедливо лишится летнего отдыха.

   Лучше дайте ему возможность вдоволь наиграться, загореть, поплавать и пообщаться с друзьями. Конечно, помощь по дому или бабушкам-дедушкам никто не отменяет, но по учебе пусть ребенок немного соскучится. К ней можно вернуться за недельку-другую до начала учебного года, чтобы повторить самые важные моменты.


 Как учебу сделать интересной

 

Мозги – как ключи:

 если ими долго не пользоваться, они ржавеют.

  Летний отдых нужен детям для восстановления сил (как физических, так и моральных), общения с друзьями и активного ОТДЫХА. Сидеть над учебниками или тетрадями детям, разумеется, не хочется. Но это совершенно не значит, что ребенок не хочет узнавать что-то новое или осваивать новые умения! Просто обучение в это время должно принимать иные формы, не похожие на школьные уроки или скучные домашние задания.

  Если время позволяет, посещайте вместе с ребенком различные выставки и музеи, отправляйтесь на экскурсии по интересным местам – так вы сможете расширить кругозор ребенка в разных сферах (история, география, биология, искусство…). Катайтесь на велосипеде и любуйтесь окрестностями. Фотографируйте все интересное, что видите вокруг, и одновременно давайте ребенку краткие пояснения («вот эта бабочка называется Хамелеон», «а это – колокольчики, они занесены в Красную книгу»). Предлагайте ребенку вместе с вами искать интересную информацию (в сети Интернет или в книгах и журналах). Например, так: «В этом здании сейчас городская библиотека. А раньше, говорят, здесь жили какие-то знатные люди… давай-ка узнаем, кем они были и чем прославились…»

   В дороге (неважно, катаетесь ли вы на велосипедах или едете на машине в деревню) предлагайте ребенку несложные словесные игры или логические задачки.

   Можно вести летний «дневник впечатлений и открытий», описывая в большой тетради (или даже альбоме для рисования) все интересные события, собирая вырезки из газет и журналов с интересными статьями, делая рисунки и т.д. Творческий процесс точно не даст ребенку «облениться», а в процессе заполнения такого дневника вы можете, например, разучивать новые английские слова или учиться делить и умножать («За неделю мы собрали на даче 21 кг клубники. Сколько это в день получается в среднем?» или «За день ты знакомишься с пятью новыми друзьями. Если бы так продолжалось и дальше, сколько бы новых друзей у тебя появилось за месяц?»).

И пусть все это нельзя назвать учебой в классическом понимании, но именно такие занятия и помогут ребенку одновременно и отдыхать, и узнавать что-то новое, повторяя выученное и освоенное на уроках. Ведь, как известно, знания, не подкрепленные практикой, быстро забываются.

 Приложение-памятка для родителей

     Словестные игры:

   1. «Что я загадал». Ведущий (родитель или ребенок) загадывает некий предмет (если игра нравится и часто востребована – можно загадывать и абстрактные понятия), а игрок должен задавать вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет», чтобы угадать, что же загадал ведущий. Например, ведущий загадывает бабочку, которая только что пролетела мимо. Игрок спрашивает: «Это предмет?» (В)едущий: «Нет». (И)грок: «Это живое существо?». В: «Да». И: «Это животное?». В: «Нет». И: «Это насекомое?». В: «Да» и т.д. пока загаданное не будет угадано.(Вопросы могут касаться размера загаданной вещи, цвета, формы, местонахождения, собственных качеств и умений (если это нечто живое), места обитания, численности и т.д.)

    2. Еще одна вариация этой игры, в которой пригодятся не только общие знания о предметах и живых существах, но и правила написания слов. (В)едущий загадывает слово (например: «ласточка») и говорит: «Я загадал слово на букву «Л». (И)игрок спрашивает: «Это животное?» (имея в виду лису). (В)едущий отвечает: «Это не лось/ласка/лемур/лиса» (в зависимости от того, о ком вспомнил он, услышав о животном). И: (подумав, что это слово «лампочка») «Это прибор для освещения?» В: «Это не люстра/лампочка». Если ведущий в течение 10 секунд не находит ответа на вопрос игрока, то игрок называет то, что имел в виду, а ведущий открывает следующую букву загаданного слова. В: «Вторая буква в этом слове «а»». Теперь игрок должен предполагать слова, начинающиеся на «ла». И: (подумав о «ламбаде») «это танец?». В: «Это не латино/ламбада»… И так до тех пор, пока слово не будет угадано.

    В игре легко выявляются ошибки в написании слов («опельсин», «кострюля» и т.д.)

   3. Да/Нет-ка. Игра, похожая на предыдущие, но требующая от игрока подлючить логику и нестандартное мышление. Ведущий рассказывает короткую ситуацию с вопросом, а игрок должен, задав как можно меньше вопросов (с ответом «да/нет/не имеет значения»), отгадать, о чем речь и ответить на вопрос.

Например: «Давным-давно один суеверный барон спешил в гости и гнал лошадей. Но вдруг он велел резко затормозить, а затем пять часов не двигался с места. Почему? (Ответ: дорогу барону перебежала черная кошка. Он был суеверным, поэтому ждал, пока кто-нибудь другой проедет по этой дороге. А так как по ней ездили нечасто, ему пришлось ждать целых пять часов).

   4. Города. Всем с детства известная игра, несколько подзабытая в последнее время. А ведь именно она поможет и в географии разбираться (и не путать города со странами, что бывает у детей), и написание слов запомнить. Правила просты: родитель называет любой город (например, Минск), ребенок – город, начинающийся с последней буквы названного («Кричев» или «Калининград»), родитель – город, начинающийся на «в» или «д» соответственно. Города повторять нельзя.

 Разновидностью этой игры могут стать названия цветов, имена, животные… Все, на что хватит вашей фантазии!

Кроме словесных игр можно использовать и логические задачки (например, со спичками, разложенными определенным образом), и совместное составление историй (например, продолжение известных сказок или мультфильмов).

По материалам сайта:  http://1-4.by/category/iparent

Категория: Родителям на заметку | Добавил: Наталья_Ивановна (14-07-2013)
Просмотров: 2090 | Рейтинг: 1.4/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]