menu

Примерная схема полного анализа урока

Примерная схема полного анализа урока

( по Н.Ю. Ерофеевой)

I.   Анализ цели урока.

1.     Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

а) программных требований;

б) содержания материала;

в) необходимого уровня знаний и умений учащихся;

г) места урока в системе уроков по данной теме;

д) подготовленности класса;

е) возможности самого учителя;

ж) прогнозов на конечный результат обучения.

2.     Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

3.           Степень достижения поставленной цели.

2.  Анализ структуры и организации урока.

1.     Соответствие структуры урока его цели и типу.

2.     Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3.     Целесообразность распределения времени по этапам урока.

4.     Рациональность использования оборудования кабинета.

5.     Научная организация труда учителя и учащихся.

6.     Организация начала и конца урока.

7.     Оптимальный темп ведения урока.

8.           Наличие плана и степень его выполнения.

3. Анализ содержания урока.

1.  Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

2.     Логичность изложения.

3.     Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения ма­териала учителем уровню понимания содержания учениками).

4.     Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изло­жения материала учителем уровню сложности изложения в учеб­нике).

5.     Выделение ведущих идей по данной теме.

6.     Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направлен­ность материала.

7.     Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

8.     Формирование самостоятельного мышления,  активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами са­мого материала урока.

4. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

1.     Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с уче­том:

а) темы урока;

б) цели урока;

в) возможностей класса;

г) возможностей самого учителя;

д) учебно-материальной базы.

2.     Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

3.     Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли дан­ные понятия для учащихся действительно новыми).

4.     Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообраз­ными точками зрения по теме урока).

5.     Качественное освоение нового материала (как определяется учите­лем качество освоения).

6.     Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, лич­ностных особенностей учащихся).

7.     Организация учителем самостоятельной работы учащихся (харак­тер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к за­даниям, инструктаж и пр.).

8.           Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональ­ность изложения, точность использования специальной термино­логии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.

5. Анализ работы учащихся на уроке.

1.           Активность и работоспособность учащихся на разных этапах уро­ка.

2.     Интерес к теме или к уроку.

3.     Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.

4.     Выполнение учащимися единых требований (есть ли требована учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).

5.     Наличие навыков самоконтроля.

6.     Качество знаний, умений учащихся (глубина, осознанность знаний,
умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).

7.     Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность

            суждений.

      8.   Культура межличностных отношений. Реакция на оценку учителя.

6.  Анализ домашнего задания.

1.           Методы и приемы проверки домашнего задания.

2.           Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осоз­нание этих целей учащимися. 3.Объем домашнего задания (чем определяется).

3.           Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закреп­ляющий, развивающий, дифференцированный).

4.           Посильность домашнего задания для всех учащихся.

5.           Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

6.     Методика задания на дом, инструктаж.

7.     Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель пе­ред собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее зада­ние?».

7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

1.     Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы ме­лом, для закрепления наглядности).

2.     Соответствие мебели возрасту учащихся.

3.     Уровень освещенности, чистота помещения.

4.     Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенно­стей здоровья.

5.     Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

6.     Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга).

7.     Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

8.     Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соот­ветствующих уроках.

8.Психологический анализ урока (проводится со школьным психо­логом либо при наличии соответствующего образования).

1.     Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в хо­де его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).

2.     Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

3.     Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урок; способствовала развитию всех видов памяти (механически смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной организация основных процессов памяти - восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.

4.     Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизации систематизация, абстрагирование; создание условий для развита творческого мышления.

5.     Развитие воображения учащихся через образную подачу материал;

6.     Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

7.     Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения

8.     Способствовал ли урок общему развитию личности школьника детского коллектива в целом.

9.     Знание учителем возрастной психологии, психологический контакт с классом; педагогический такт учителя.

 

 

 

 

Категория: На заметку | Добавил: Наталья_Ивановна (28-06-2015)
Просмотров: 1334 | Теги: анализа, полного, схема, урока, Примерная | Рейтинг: 1.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]