1. Откажитесь от заезженных фраз, школьных «штампов».
Например: «Тишина в классе!» «Звонок с урока – для учителя, а не для вас!»
Подумайте только, сколько раз детям приходится это слушать. Часто они уже
просто не реагируют на подобные изречения. Будьте изобретательны даже в
мелочах. Сочиняйте свои «кодовые» фразы. Удивляйте ребят! Особенно меня всегда забавляет фраза учителей
«Ты как со мной разговариваешь?! Дома будешь так с родителями разговаривать, а
не в школе!» И чему тогда мы учим ребенка? :) )
2. Не будьте блюстителем школьных традиций! (читайте: «не
будьте ЗАНУДОЙ!») Будьте инноватором! Дети уже привикли к устоявшемуся
школьному укладу. Докажите, что уроки еще могут быть захватывающим занятием!
Придумайте и распланируйте свой урок так, чтобы он прошел на одном дыхании!
Чтобы у детей не было даже времени посмотреть на часы: а сколько-то там еще до
перемены? Поставьте себе задачу: каждый вечер придумывать, изобретать нечто
необычное, пробовать ранее неосвоенные методы, ставить себя на место детей: а
что бы им было интересно?
3. Не ограничивайте свое общение с детьми 45 минутами
урока: от звонка до звонка. Когда к детям подходишь во время перемены, чтобы
просто поинтересоваться, как настроение, что новенького (а не чтобы
отчитать/передать распоряжение и т. д.), они искренне удивляются! Они просто не
привыкли к обычному неформальному общению. Потому и хочется, чтобы живые
отношения с детьми стали нормой, потребностью для учителей. Чтобы всё не
сводилось к проверке домашних заданий и объяснению нового материала.
4. Не используйте крик как основное средство борьбы с
нарушителями дисциплины. Все, чего вы можете добиться при этом, – это
временного затишья. А о воспитании и каком-то длительном эффекте не может быть
и речи. Можно обратиться к ребенку так: «Меня очень огорчают твои слова», «Мне
неприятно, что ты так себя повел в этой ситуации». Если у вас уже сложились
доверительные отношения с детьми и ваше одобрение им не безразлично, поверьте,
это подействует. Так вы обращаетесь к чувствам детей и показываете им, что они
вам дороги: не зря же ваше настроение и душевное состояние так зависит от их
поступков.
5. И последнее, но главное табу: не позволяйте себе приходить к детям в дурном
настроении! И это касается не только детей. Помнится, в университете у нас был
преподаватель, у которого это самое настроение менялось со скоростью света.
Казалось бы: взрослые люди и все мы
понимаем уже, и все равно! Почему, если у вас не задалось утро, нужно испортить
другим весь день? Что уж говорить о детях! Они очень тонко чувствуют, в каком
вы расположении духа, едва вы только переступили порог класса. И тут же
настраиваются: либо на плодотворную работу, либо на защиту от вашей
нерасположенности, враждебности. А ведь на защиту уходят все силы и эмоции. С
кем же тогда работать?
Я знаю, что настоящим учителям мои советы принесут мало
пользы, потому как они эти прописные истины хранят в своем сердце и ни на
минуту о них не забывают. И все же я пишу с надеждой, что кто-то извлечет для
себя что-то новое, или же просто задумается, или напомнит себе о чем-то важном.
Текст – Анна Войтюк |