Методика проведения: Обследование проводится во вторую неделю сентября со всем классом одновременно. Обследование проводится набором из четырех заданий: «Графические ряды», «Точки», «Рисунок дома-дерева-человека» и «Дорожка звуков». Для проведения обследования индивидуально на каждого ребенка должен быть приготовлен простой карандаш и одинарный листочек в клеточку. До предъявления инструкции листочки детям не раздаются. Инструкция: «Ребята, сегодня вы будете выполнять интересные задания на листочках. Посмотрите на мой листочек бумаги. У вас будут точно такие. Сейчас я вам объясню, что надо будет делать. (Психолог обрисовывает пальцем каждое задание и при этом предъявляет инструкцию). Сначала вы будете рисовать такие узоры. Здесь нарисовано начало узора, а вам надо будет продолжить его до самого края листочка. Здесь нарисованы 4 узора, и все они разные. Рисовать вы будете сначала верхний узор, потом тот, что под ним, и так до самого нижнего. Второе задание – это тоже узор, только из точек. Вам надо будет внимательно посмотреть на образец и рядом нарисовать точно такой узор один раз. Когда вы закончите рисовать узоры, вы перевернете листочек на другую сторону, и будете рисовать рисунки. (Одновременно с этими словами психолог переворачивает листочек на чистую сторону). Посмотрите, здесь (палец показывает пространство листа, охватывающее его левую часть) вы нарисуете дом, вот здесь (палец обрисовывает правую сторону листочка) – дерево, а вот здесь (середина листа обводится пальцем) – человека.» Затем проводится повторный беглый инструктаж по вопросам к детям: «С какого задания мы начнем работу? Что мы будем рисовать после узоров? Где нужно нарисовать дом? Где должно быть нарисовано дерево? Где вы нарисуете человека?» Критерии оценки: 1. Графнческне pяды За каждый верно выполненный ряд - 1 балл При этом уплотнение или расширения элементов в узоре, выход узора за пределы строки, «сползание» узора вверх или вниз ошибкой не считаются. Главное четкость в воспроизведении· заданного чередования, т.е. умение выполнить заданную программу действия . За один сбой в ряду, за потерю вступительного элемента (в третьем и четвертом рядах) - 0,5 балла. За изолированное, правильное, фрагментарно повторяющееся воспроизведение только заданных элементов образца, без связи их в единую кинетическую (двигательную) мелодию - 0 баллов. При двух и более сбоях, при одном сбое и одном нарушении вступительного элемента, при неверной последовательности - 0 баллов. Таким образом, максимальная суммарная оценка за правильно выполненные графические ряды -, 4 балла, а минимальная – 0 ба.ллов. 2. Узор из точек За верное воспроизведение узора один раз, без повторений и грубого искажения пропорций - 1 балл. За верное воспроизведение – с персеверациями (повторениями) и незначительным уплотнением или растяжением - 0,5 балла. За значительное искажение всего узора, добавление точек и линий в образец или утрату точек в собственном рисунке - 0 баллов. За заполнение всего пространства точками и добавление точек к образцу, за соединение точек образца линиями - 0 баллов. Таким образом, максимальная оценка за правильно выполненное задание - 1 балл, минимальная - 0 баллов. 3. Рисунок За хорошо выполненное изображение каждого из трех рисунков в плоскостном и/или контурном виде с отражением основных и второстепенных деталей - 1 балл (за каждый рисунок). Хорошо выполненным изображением считается довольно крупное по размеру изображение, выполненное с хорошим мышечным контролем при рисовании линий. Высоко оценивается попытка нарисовать дом с угла, передать перспективу, загораживание одного предмета другим. В рисунке должны быть отражены основные признаки предметов: у дерева - четкий ствол, а не просто палочка, сучья с ветками или крона; у дома стены, окна, двери, у человека - довольно крупная фигура, наличие одежды; хорошо, если передается движение, на лице отражается эмоция. Возможен и другой тип изображения, который тоже оценивается 1 баллом. Очень лаконичное по стилю изображение, без лишней детализации, каждый рисунок выполнен изолированно, размер у всех рисунков одинаково средний. Четко прорисованы основные детали. При выполнении таких изображений ребенок часто ориентируется на клеточки листка. За контурное выполнение рисунка при отсyrствии некоторых деталей второго порядка - 0,5 балла. За попытку изобразить человека в профиль, дом с угла, отобразить вид дерева, даже если в рисунке не учитываются пропорциональные соотношения всех трех предметов между собой и слаба техника изображения - 0,5 балла. За мелкое (но правильное) изображение – 0,5 балла. За очень мелкое, схематичное, контурное изображение - 0 баллов. За фрагментарное, плохо узнаваемое изображение – 0 баллов. Максимальная суммарная оценка за выполнение рисунков – № балла, минимальная – 0 баллов. Детские рисунки могут быть оценены как показатель личностно-психологических особенностей ребенка, если интерпретировать их по проективной методике «Дом-дерево-человек». 4. Звуковой анализ За безошибочное выделение всех звуков в слове, без единого пропуска и наводящих вопросов - 1 балл. За самостоятельное выделение последовательности звуков в слове с небольшой организующей помощью со стороны психолога - 1 балл. За одну ошибку (но не на пропуск гласной в слове) -0,5 балла. За две и более ошибки, пропуск гласных в слове - 0 баллов. . Максимальный балл за выполненное задание на звуковой анализ - 1'балл, а минимальный – 0 баллов 5. Моторика Отдельным баллом оценивается состояние мелких ручных навыков у детей при выполнении графических рядов и рисунков. За четкость движений, необходимых для выполнения прямых линий с четкими углами, замкнутыми контурами и надлежащей координацией, при раскрашивании и хорошем, без тремора и дрожании нажатия - 1 балл. В остальных случаях балл не дается. Максимальная оценка за моторику - 1 балл, минимальная - 0 баллов. Промежyточная оценка отсутствует. Распределение детей по итоговым показателям выполнения заданий Таким образом, по результатам выполнения задания он попадает в одну из четырех групп: 1-я группа: 10-8,5 балла - высокая возрастная норма. 2-я группа: 8-6,5 балла - стабильная середина (возрастная норма для шестилеток, недостаточно хорошо - для семилеток). 3-я группа: 6-3,5 балла - «группа риска». 4-я группа: 3-0 баллов - «беда». | |
| |
Просмотров: 3042 | |
Всего комментариев: 0 | |