menu

Безотметочное обучение: организация контроля знаний, умений и навыков учащихся

 Безотметочное обучение: организация контроля знаний, умений и навыков учащихся

 Проблема повышения эффективности обучения младших школьников в современной образовательной среде — одна из самых актуальных. Поэтому существует острая необходимость разработки таких подходов, концепций, которые обеспечивали бы реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы, направленной на разностороннее развитие учащихся.

 Важное условие повышения эффективности учебного процесса — систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. От того, как осуществляются контроль и оценка знаний учащихся, во многом зависит их отношение к учебе, формирование интереса к предмету, воспитание самостоятельности, инициативности, трудолюбия.

 Констатировав определенный уровень знаний школьников, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к их стараниям и успехам. Каждое продвижение ребенка в учении должно вызывать положительную оценку со стороны педагога.

 С целью сохранения психического здоровья детей мы предлагаем для текущего, периодического и итогового контроля обозначать индивидуальную динамику развития учащегося и степень усвоения им знаний, умений и навыков в наглядно-игровой, занимательной форме.

Подводное царство 

Учитель или дети под руководством учителя изготавливают несколько видов цветных рыбок (по количеству заданий, выносимых на контроль). Подписанные рыбки хранятся у каждого ребенка в конверте. Рыбки крепятся на полотно «Подводное царство» по мере того, как ученики справляются с контрольными заданиями. Их можно размещать стайками по темам, а можно использовать и для социометрических исследований (кто с кем дружит).

Наш сказочный лес

На полотне нарисовано голубое небо, солнышко, зеленая трава. Задания обозначаются деревьями, цветами, птицами, зверями и т. п. У каждого ребенка есть конверт с набором подписанных картинок. Когда ученик успешно справляется с определенным заданием по изучаемой теме, то прикрепляет на полотно свою картинку. Постепенно лес оживает.

Аппликация

 У учителя находится набор для аппликации на каждого ученика. Ребенок, справившийся с контрольным заданием, получает одну деталь для аппликации — итак, пока не накопит весь набор. Затем по заданному образцу (дома или на уроке) ученик выполняет аппликацию, добавляя что-то свое. В конце изучения темы (раздела) проводится выставка аппликаций. (Детали лучше выдавать детям в виде геометрических фигур.)

Мультяшки на ступеньках

 Каждому ребенку выдается маленький нарисованный герой мультфильма, или дети могут нарисовать его (по заданному размеру) с родителями. На полотне нарисованы ступеньки, рядом — название контрольного задания по изучаемой теме. Справился ученик с заданием — поднимает своего героя на соответствующую ступеньку.

Звездопад

Каждый ребенок по шаблону вырезает из цветной бумаги свою звездочку, подписывает ее. Все звездочки в начале учебного года помещаются в прозрачный длинный верхний карман на ватмане. Сбоку делается разметка — количество слов, прочитанных за минуту. Напротив пунктов разметки крепятся кармашки. В конце недели, месяца, четверти (на усмотрение педагога) учитель размещает звездочки детей в соответствии с данными по проверке скорости чтения. Дети, чьи звездочки «вырвались вперед», поощряются за прилежание.

Взвейся выше, мой змей!

 Каждый ребенок вырезает из цветной бумаги маленького змея. Внизу листа ватмана написаны фамилии и имена детей (или помещены их фотографии). Напротив каждой фамилии вверх поднимается шкала-разметка.

 Если полотно предназначено для проверки скорости чтения, то работа строится аналогично предыдущей: прибавил ребенок в темпе чтения за месяц, например, 10 слов, значит, его змей помещается на его индивидуальной шкале на отметке 10. Если надо продемонстрировать, какую тему, задание уже сдал ученик, то сбоку необходимо написать названия этих тем, заданий.

Мой замок

 В начале изучения темы, раздела каждый ученик получает лист с нераскрашенным замком. Части замка пронумерованы. На обратной стороне листа указаны контрольные задания (каждое под своим номером) и условный цвет, каким надо раскрасить соответствующую часть замка, если задание выполнено. Рекомендуется прикрепить этот лист в дневнике.

 

Предложенные развернутые полотна можно демонстрировать только родителям, чтобы снизить риск психического травмирования детей. А в дневнике у каждого ребенка может быть помещен соответствующий индивидуальный лист («Мое подводное царство», «Мой сказочный лес», «Мультяшка на ступеньках», «Путешествие моей звездочки» и т. д.).

  В работе по формированию рефлексивных умений помогает дидактическое пособие «Линеечка успеха»: разноцветная картонная полоска с крепящимся на ней бегунком (см. фото). Каждый цвет по вертикали соответствует уровню достижений ребенка. Цвета могут варьироваться, но во всех моделях «линеечек» они располагаются по вертикали: чем выше цвет, тем выше уровень достижений ребенка.

 Бегунок (движущаяся полоска, которая крепится на линеечке горизонтально) позволяет ребенку показать, какого успеха, по его мнению, он достиг. Бегунок может быть асимметричным — со смещением влево или вправо в зависимости от ведущей руки ребенка, а также симметричным.

 «Линеечки успеха» целесообразно использовать трех видов:

● со шкалой из трех цветов для детей дошкольного возраста;

● со шкалой из четырех цветов для учащихся первых классов;

● со шкалой из пяти цветов для учащихся вторых классов.

Это расширяет возможности ребенка при оценке собственной деятельности.

«Линеечка успеха» может использоваться для обозначения степени сложности задания (чем выше бегунок, тем легче было выполнять задание); настроения учащихся (чем выше бегунок, тем лучше настроение) и т. п.

«Линеечка успеха» может использоваться на различных этапах урока (занятия) и на различных этапах выполнения задания:

● в начале урока (занятия, перед выполнением задания) для прогностической самооценки;

● в конце урока (занятия, после выполнения задания) для итоговой самооценки;

● в процессе урока (занятия, выполнения задания) для отслеживания возникших трудностей, настроения учащихся.

Учитель может использовать «линеечку успеха» для фронтальной и групповой работы. Целесообразно иметь набор из пяти «линеечек успеха» для каждого ученика и раздавать их на каждом уроке. Например, на уроке по предмету «Человек и мир» используется линеечка с изображением солнышка, на уроке чтения — с фотографией ребенка, письма — с белочкой, математики — с зайчиком, для передачи настроения — с девочкой/мальчиком. Учителю легче словесно оценить правильность самооценки каждого ребенка, если линеечки у всех одинаковые на данном уроке.

Рефлексивная методика «Линеечка успеха»

Цель: организация самооценочной деятельности учащегося; получение учителем информации по этому критерию с целью ее использования для корректировки хода занятия; активизация различных типов рефлексии в зависимости от выбранного критерия

Технология реализации: учитель предлагает учащимся показать на линеечке свою оценку предложенного критерия. Например:

● оцените свое настроение перед занятием (после занятия);

● оцените готовность к занятию;

● оцените результаты собственной деятельности (в конце занятия);

● оцените результаты деятельности группы (в конце занятия);

● оцените выполнение домашнего задания;

● оцените свои знания по изученной (новой) теме;

● оцените выполнение конкретного задания и т. п.

Реализация невербальной, графической методики «Линеечка успеха» предполагает как коллективную, так и индивидуальную форму проведения в зависимости от предложенного учителем критерия, подготовленности класса, она не предусматривает специальных условий проведения. Критерии данной РМ определяются учителем в соответствии с изучаемым материалом. При этом в зависимости от степени овладения этой методикой любой участник взаимодействия может быть назначен (выбран) руководителем.

Рассмотрим несколько вариантов применения РМ «Линеечка успеха» с использованием метода «Case-study».

Кейс 1

1. Учитель предлагает учащимся в начале урока (на этапе «Организационный момент») оценить свое настроение и зафиксировать его на линеечке: «Ребята! При помощи бегунка на своей линеечке покажите, с каким настроением вы пришли на урок. Спасибо».

2. Педагог зрительно фиксирует настроение учащихся, задает вопросы, высказывает пожелания.

3. Учитель предлагает учащимся в конце урока (после этапа «Домашнее задание») оценить свое настроение и зафиксировать его на линеечке.

4. Педагог зрительно фиксирует настроение учащихся, комментирует его, задает вопросы, высказывает пожелания.

Кейс 2

1. Педагог объявляет тему урока и предлагает учащимся (этап «Изучение нового материала») оценить, насколько понятна новая тема, и зафиксировать это на линеечке.

2. Учитель зрительно фиксирует настроение учащихся, задает вопросы, высказывает пожелания или просит сдать линеечки (с результатами знакомится во время выполнения учащимися какого-либо самостоятельного задания), а затем раздает их с пожеланиями и советами

3. Педагог предлагает ученикам в конце урока (этап «Подведение итогов») оценить, насколько понятна новая тема, и зафиксировать это на линеечке.

Кейс 3

1. Учитель предлагает учащимся в конце урока (этап «Домашнее задание») оценить, насколько понятна новая тема, и зафиксировать это на линеечке.

2. Педагог предлагает ученикам в начале следующего урока по этому же предмету на этапе «Организационный момент» оценить, насколько понятна новая тема и зафиксировать это на линеечке.

«Линеечка успеха» вносит занимательный момент в учебное занятие, вызывает улыбку на лицах детей, учит правильно рассчитывать силы и адекватно оценивать свои достижения, способствует созданию ситуации успеха на занятии, что является необходимым условием успешной учебы каждого ребенка.

В процессе организации оценочной и рефлексивной деятельности учащихся на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, музыки, физической культуры и здоровья целесообразно использовать индивидуальные рефлексивные дневнички-блокноты для учащихся: дневничок-трудовичок, дневничок юного художника, дневничок юного музыканта, дневничок-физручок.

Систематическое ведение таких дневничков учащимися поможет им самим и учителю (благодаря листу учителя) отслеживать рост или снижение уровня знаний и положительные (или отрицательные) моменты развития способностей учащихся с целью их своевременной коррекции.

В работе с родителями и учащимися можно использовать такое дидактическое пособие, как индивидуальная «Карта роста» ребенка. Составленная в соответствии с разделами учебной программы по предмету или по классу, красочно оформленная, карта заинтересует родителей и учащихся и покажет этапы усвоения учебной программы детьми.

Категория: На заметку | Добавил: Наталья_Ивановна (26-08-2012)
Просмотров: 4406 | Рейтинг: 1.4/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]