Воскресенье, 11-12-2016, 06:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальной школы Кулаковой Натальи Ивановны

Компьютерный класс
Учительский уголок
Мудрые мысли
Живой календарь
Наш опрос
Сегодня у нас в гостях ?
Кабинет
Личный кабинет =)
Кнопка сайта

Блог класса
Выбор языка
Белорусский язык Русский язык

Каталог статей

Главная » Статьи » Школа родителей » Родителям на заметку

Воровство и клептомания. Как отучить ребенка красть
Воровство и его последствия

 Ручки, карандаши, ластики… Вся эта школьная мелочь то и дело пропадает у одних детей и появляется у других. Вроде и не воровство это… Просто попросил запасную ручку, а потом забыл вернуть владельцу. С кем не бывает?.. Но что, если ручку не возвращают и на следующий день, и через неделю?

 А если ребенок незаметно «одалживает» их у одноклассников? В таком случае, это уже кража.

 Кража – это тайное присвоение чужого имущество.

 Воровство – вид преступной деятельности, заключающийся в совершении краж. Это целенаправленная деятельность человека (взрослого или ребенка).

 За такие действия (говоря юридическим языком – преступные деяния) по закону полагается определенное наказание. Узнав о том, что их ребенок совершил кражу, родители, чаще всего, стараются сами как можно быстрее его наказать: лишают карманных денег, сажают под «домашний арест», запрещают встречаться с друзьями, применяют физическое наказание.

 И мало кто старается разобраться в случившемся, внимательно выслушать ребенка. Все разговоры ограничиваются восклицаниями и причитаниями мамы («Как ты мог(ла)! Ты нас с папой позоришь! Ну, скажи мне, чего тебе не хватает?!») и суровым «приговором» папы («Сегодня ты жвачку украл(а), а завтра что, убивать пойдешь? Тюрьма по тебе плачет!»).

 А если подобный случай получает огласку, то и родителей, и ребенка обязательно вызовут в школу на заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. И там, стоя перед родителями, учителями, психологом, социальным педагогом, директором и инспектором по делам несовершеннолетних, маленький «воришка» от страха, стыда и смеси множества других чувств, уж точно ничего внятного сказать не сможет.

 Как постоянный участник таких заседаний в обычной средней школе, призываю всех родителей – поговорите с ребенком дома заранее! Доверительно, спокойно, без резких обвинений и навешивания ярлыков. Постарайтесь понять, почему так случилось. Ярлыки на ребенка навесят в других местах. И от наказания ему тоже вряд ли удастся уйти – в школе после кражи обязательно заведут на ученика отдельное дело и поставят «на внутришкольный контроль».

 А если кража крупная или повторная, нарушителем обязательно заинтересуется инспекция по делам несовершеннолетних (сокращенно – ИДН) в лице закрепленного за школой инспектора.

 Почему и зачем ребенок ворует

Вот наиболее распространенные причины:

1. Желание обладать чем-то недоступным другими способами. Если родители не могут купить ребенку желанную, но очень дорогую игрушку или другой ценный предмет, ребенок решается на кражу.

2. Желание обладать тем, что есть у всех других, кроме него. Т.е. – из зависти. «У всех в классе мобильные с камерой, а у меня – без».

3. За компанию. «Все пошли, и я пошел. Все украли, и я тоже».

4. Желание привлечь внимание ровесников или взрослых (в первую очередь – родителей). Если родители заняты только работой и собственными делами, если все разговоры с ним сводятся к проверке домашнего задания и выяснению, что он сегодня ел, воровство или другие резко отрицательные поступки могут стать детским криком о помощи: «Оставьте свои дела и побудьте со мной!»

5. Подражание родителям или другим значимым взрослым. Если папа или мама то и дело приносят что-нибудь «одолженное» (т.е. попросту украденное) на работе, то неудивительно, что и ребенок не сочтет зазорным «одолжить» понравившуюся ему вещь без разрешения.

6. Чтобы испытать острые ощущения («проверить свои силы»). Риск – поймают или нет, смогу ли не только украсть, но и обмануть, схитрить, отвертеться?.. В общем, почти как у Достоевского – «Тварь ли я дрожащая, или право имею»…

 Что же делать?

 Как известно, лучшее лечение – это профилактика.

 И учить ребенка тому, что «чужое брать нельзя» нужно буквально с самого младенчества. Да, примерно до 5 лет у детей еще не сформировано понятие собственности и граница между «своим» и «чужим» для них еще весьма расплывчата. «Почему в гостях с чужими игрушками играть можно, а домой забирать нельзя?», «Почему в детском саду можно брать, что хочешь, а в магазине – нет?», «Почему мама берет мои вещи без разрешения, а должен спрашивать, чтобы взять ее?» – на такие вопросы порой сложно дать понятный ребенку ответ.

 Однако к школе разницу между «своим», «чужим» и «общим» ребенок уже должен знать хорошо. А заодно и понимать, что если закон «нельзя брать чужое без разрешения» будет нарушен, за ним обязательно последует наказание.

 Важно, чтобы ребенок не просто слышал от родителей, что «воровать нельзя», но и понимал, почему нельзя, осознавал последствия воровства.

 Просматривая с ребенком мультики или фильмы, читая книги, обращайте внимание на тему краж, комментируйте или просите ребенка прокомментировать ситуацию. Обсуждайте с ним мотивы преступника, вместе придумывайте альтернативные возможности достижения той же цели (но только законным способом).

 Это поможет ребенку при случае воздержаться от участия в воровстве «за компанию» или для демонстрации своей «крутости».

 Помните – самое ценное, что вы можете дать своему ребенку – это ваша любовь и открытое, искреннее и заинтересованное общение с ним. Проводите больше времени за совместными делами и отдыхайте всей семьей, интересуйтесь делами, интересами и тревогами ребенка, будьте для него не только родителем, но и другом.

 Если же кража все-таки произошла, не стоит паниковать.

• Спокойно поговорите с ребенком и четко обозначьте свое отношение к произошедшему. Суть должна быть примерно такой: это преступление – поступок крайне негативный, который вы осуждаете и которым вы очень расстроены.

• Расспросите у ребенка о причинах поступка, вместе подумайте над тем, как еще можно было достичь цели, не нарушая закон.

• Озвучьте ребенку наказание, которое он заслужил, но помните – оно должно быть адекватным проступку. Слишком серьезное наказание может породить протест и желание поступить «назло», «отомстить».

• Не «вешайте ярлыков», не пророчьте ребенку мрачное тюремное будущее, иначе он и станет вести себя как преступник – вы же больше не верите в его хорошие качества!

 

Клептоман или вор?

 Но что, если ребенок вовсе не вор? Ведь с понятием кражи связано и еще одно – клептомания.

 Клептомания (от греч. klépto — краду, похищаю и mania — безумие), неодолимое, периодически возникающее болезненное влечение к воровству. Но в отличие от вора, у клептомана нет корыстных целей.

 Украденные вещи (как правило, канцелярские или другие мелочи невысокой стоимости) не представляют для ребенка ценности, а значит, сами по себе не являются целью совершения кражи. Ребенок из богатой семьи может украсть из магазина копеечную жвачку, каких он на карманные деньги может купить не меньше десятка.

 Бороться с сиюминутным желанием украсть человек практически не в состоянии, хотя и осознает, что совершает преступление, за которое будет наказан.

 В отличие от воровства, клептомания – явление неосознанное. Ребенок не планирует будущее преступление, не заботится о мерах предосторожности и не думает о его последствиях. Он просто берет то, «что плохо лежит» в тот момент, когда ему этого хочется. А почему захотелось – объяснить не может.

 Вызывают такого ребенка в школе на заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений, спрашивают: «Ты почему украл? Ты что, не знаешь, что воровство – это преступление, за которое полагается суровое наказание?»

 «Знаю» – говорит он.

 «Ты что, думал, что тебя не поймают?»

 «Нет, не думал».

 И он не лжет. Он действительно этого не думал. И вообще в тот момент не думал о том, что будет после того, как он пройдет за линию кассы с украденной жвачкой или шоколадным батончиком. Не думал о том, как расстроится одноклассник, не найдя в портфеле любимую «фишку», что предпримут родители, не досчитавшись денег в кошельке…

 Просто в тот момент ему очень захотелось это взять. И не просто захотелось, а очень-очень, так, что все нервы напряжены. Он взволнован, возбужден и в этом состоянии напоминает курильщика со стажем, который на время оказался без сигарет. Хотя возможно, ребенок и пытался себя сдержать, задумывался о грядущем наказании, но… Ничего не смог поделать. С такими маниакальными порывами не справляются даже взрослые люди.

 После кражи клептоману становится легче, проходит напряженное состояние. Однако на смену ему часто приходят стыд и раскаяние.

 

 Причины клептомании

 Так почему же возникает клептомания? Что же толкает детей на противоправное поведение?..

 Помимо психических заболеваний (например, эпилепсии), которые встречаются не столь часто, клептоманию может вызывать сильный конфликт, в который вовлечен ребенок.

 В первую очередь, следует обратить внимание на его отношения с одноклассниками и учителями. Случается так, что лидер по натуре волей обстоятельств (или своего неправильного поведения) оказывается на низшей ступени в иерархии класса. Таких детей называют изгоями – одноклассники с ними не общаются или постоянно дразнят, обзывают и не зовут в компанию.

 И если разница между тем положением, которое ребенку хочется занимать в классе и тем, которое он реально занимает, очень большая, это может стать причиной клептомании как неосознанного протеста против существующей ситуации.

 Однако после случаев кражи конфликт, чаще всего, становится еще более явным – воров в коллективе не просто не любят, их презирают. Даже раскаяние и обещания «больше так не делать» могут не помочь.

 В таком случае, лучшим решением проблемы станет смена обстановки – например, переход в другую школу, где к новому ученику отнесутся непредвзято. Однако на новом месте ребенку придется быть более внимательным – избегать конфликтов и ссор по пустякам, постепенно вливаться в новый коллектив и уж точно напрочь забыть о желании что-либо украсть. Впрочем, если ребенка в классе примут нормально, такого желания у него и не возникнет.

 Однако, если клептомания вызвана психическими нарушениями, помочь ребенку сможет только специалист-психиатр. И чем раньше родители обратятся к нему, тем выше шансы на успех, так как в целом клептомания достаточно невосприимчива к лечению.

Автор: Ольга Моисеенко, практический психолог.

Материал подготовлен  для сайта: http://1-4.by/2012/12/19/vorovstvo-i-kleptomaniya-kak-otuchit-rebenka-krast/#more-76935
Категория: Родителям на заметку | Добавил: Наталья_Ивановна (25-12-2012)
Просмотров: 2277 | Теги: воспитание, проблемы поведения

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Жалоба
Мероприятия




Рекомендую!
Детский образовательный ресурс
от 2 до 11 лет
Развивающие игры
Развивающие игры для детей
от 2 до 8 лет
Приглашаем ребят
Новости СУП
Популярное
Карточки-задания 1 класс
Карточки по математике - 1 класс
Грамоты с текстом
Музыкальная физминутка
Задания, игры и упражнения по математике для ...
Карточки по теме «Задачи на движение» 4 класс
Слоговички для 1 класса
Тексты для проверки техники чтения
Архив записей
Счётчик посещений
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Наши гости
QR-Код
Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Пользователей нету
Сайты-спутники



Администратор сайта Кулакова Н. И.

Редактор сайта Кулаков А. А.

© 2016