Воровство и его последствия
Ручки, карандаши, ластики… Вся эта школьная мелочь то и
дело пропадает у одних детей и появляется у других. Вроде и не воровство это…
Просто попросил запасную ручку, а потом забыл вернуть владельцу. С кем не
бывает?.. Но что, если ручку не возвращают и на следующий день, и через неделю?
А если ребенок незаметно «одалживает» их у
одноклассников? В таком случае, это уже кража.
Кража – это тайное присвоение чужого имущество.
Воровство – вид преступной деятельности, заключающийся в
совершении краж. Это целенаправленная деятельность человека (взрослого или
ребенка).
За такие действия (говоря юридическим языком – преступные
деяния) по закону полагается определенное наказание. Узнав о том, что их
ребенок совершил кражу, родители, чаще всего, стараются сами как можно быстрее
его наказать: лишают карманных денег, сажают под «домашний арест», запрещают
встречаться с друзьями, применяют физическое наказание.
И мало кто старается разобраться в случившемся,
внимательно выслушать ребенка. Все разговоры ограничиваются восклицаниями и
причитаниями мамы («Как ты мог(ла)! Ты нас с папой позоришь! Ну, скажи мне,
чего тебе не хватает?!») и суровым «приговором» папы («Сегодня ты жвачку
украл(а), а завтра что, убивать пойдешь? Тюрьма по тебе плачет!»).
А если подобный случай получает огласку, то и родителей,
и ребенка обязательно вызовут в школу на заседание Совета по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. И там, стоя перед
родителями, учителями, психологом, социальным педагогом, директором и
инспектором по делам несовершеннолетних, маленький «воришка» от страха, стыда и
смеси множества других чувств, уж точно ничего внятного сказать не сможет.
Как постоянный участник таких заседаний в обычной средней
школе, призываю всех родителей – поговорите с ребенком дома заранее!
Доверительно, спокойно, без резких обвинений и навешивания ярлыков.
Постарайтесь понять, почему так случилось. Ярлыки на ребенка навесят в других
местах. И от наказания ему тоже вряд ли удастся уйти – в школе после кражи
обязательно заведут на ученика отдельное дело и поставят «на внутришкольный
контроль».
А если кража крупная или повторная, нарушителем
обязательно заинтересуется инспекция по делам несовершеннолетних (сокращенно –
ИДН) в лице закрепленного за школой инспектора.
Почему и зачем ребенок ворует
Вот наиболее распространенные причины:
1. Желание обладать чем-то недоступным другими способами.
Если родители не могут купить ребенку желанную, но очень дорогую игрушку или
другой ценный предмет, ребенок решается на кражу.
2. Желание обладать тем, что есть у всех других, кроме
него. Т.е. – из зависти. «У всех в классе мобильные с камерой, а у меня – без».
3. За компанию. «Все пошли, и я пошел. Все украли, и я
тоже».
4. Желание привлечь внимание ровесников или взрослых (в
первую очередь – родителей). Если родители заняты только работой и собственными
делами, если все разговоры с ним сводятся к проверке домашнего задания и выяснению,
что он сегодня ел, воровство или другие резко отрицательные поступки могут
стать детским криком о помощи: «Оставьте свои дела и побудьте со мной!»
5. Подражание родителям или другим значимым взрослым.
Если папа или мама то и дело приносят что-нибудь «одолженное» (т.е. попросту
украденное) на работе, то неудивительно, что и ребенок не сочтет зазорным
«одолжить» понравившуюся ему вещь без разрешения.
6. Чтобы испытать острые ощущения («проверить свои
силы»). Риск – поймают или нет, смогу ли не только украсть, но и обмануть,
схитрить, отвертеться?.. В общем, почти как у Достоевского – «Тварь ли я
дрожащая, или право имею»…
Что же делать?
Как известно, лучшее лечение – это профилактика.
И учить ребенка тому, что «чужое брать нельзя» нужно
буквально с самого младенчества. Да, примерно до 5 лет у детей еще не
сформировано понятие собственности и граница между «своим» и «чужим» для них
еще весьма расплывчата. «Почему в гостях с чужими игрушками играть можно, а
домой забирать нельзя?», «Почему в детском саду можно брать, что хочешь, а в
магазине – нет?», «Почему мама берет мои вещи без разрешения, а должен
спрашивать, чтобы взять ее?» – на такие вопросы порой сложно дать понятный
ребенку ответ.
Однако к школе разницу между «своим», «чужим» и «общим»
ребенок уже должен знать хорошо. А заодно и понимать, что если закон «нельзя
брать чужое без разрешения» будет нарушен, за ним обязательно последует
наказание.
Важно, чтобы ребенок не просто слышал от родителей, что
«воровать нельзя», но и понимал, почему нельзя, осознавал последствия
воровства.
Просматривая с ребенком мультики или фильмы, читая книги,
обращайте внимание на тему краж, комментируйте или просите ребенка
прокомментировать ситуацию. Обсуждайте с ним мотивы преступника, вместе
придумывайте альтернативные возможности достижения той же цели (но только
законным способом).
Это поможет ребенку при случае воздержаться от участия в
воровстве «за компанию» или для демонстрации своей «крутости».
Помните – самое ценное, что вы можете дать своему ребенку
– это ваша любовь и открытое, искреннее и заинтересованное общение с ним.
Проводите больше времени за совместными делами и отдыхайте всей семьей,
интересуйтесь делами, интересами и тревогами ребенка, будьте для него не только
родителем, но и другом.
Если же кража все-таки произошла, не стоит паниковать.
• Спокойно поговорите с ребенком и четко обозначьте свое
отношение к произошедшему. Суть должна быть примерно такой: это преступление –
поступок крайне негативный, который вы осуждаете и которым вы очень расстроены.
• Расспросите у ребенка о причинах поступка, вместе
подумайте над тем, как еще можно было достичь цели, не нарушая закон.
• Озвучьте ребенку наказание, которое он заслужил, но
помните – оно должно быть адекватным проступку. Слишком серьезное наказание
может породить протест и желание поступить «назло», «отомстить».
• Не «вешайте ярлыков», не пророчьте ребенку мрачное
тюремное будущее, иначе он и станет вести себя как преступник – вы же больше не
верите в его хорошие качества!
Клептоман или вор?
Но что, если ребенок вовсе не вор? Ведь с понятием кражи
связано и еще одно – клептомания.
Клептомания (от греч. klépto — краду, похищаю и mania —
безумие), неодолимое, периодически возникающее болезненное влечение к
воровству. Но в отличие от вора, у клептомана нет корыстных целей.
Украденные вещи (как правило, канцелярские или другие
мелочи невысокой стоимости) не представляют для ребенка ценности, а значит,
сами по себе не являются целью совершения кражи. Ребенок из богатой семьи может
украсть из магазина копеечную жвачку, каких он на карманные деньги может купить
не меньше десятка.
Бороться с сиюминутным желанием украсть человек
практически не в состоянии, хотя и осознает, что совершает преступление, за
которое будет наказан.
В отличие от воровства, клептомания – явление
неосознанное. Ребенок не планирует будущее преступление, не заботится о мерах
предосторожности и не думает о его последствиях. Он просто берет то, «что плохо
лежит» в тот момент, когда ему этого хочется. А почему захотелось – объяснить
не может.
Вызывают такого ребенка в школе на заседание Совета по
профилактике безнадзорности и правонарушений, спрашивают: «Ты почему украл? Ты
что, не знаешь, что воровство – это преступление, за которое полагается суровое
наказание?»
«Знаю» – говорит он.
«Ты что, думал, что тебя не поймают?»
«Нет, не думал».
И он не лжет. Он действительно этого не думал. И вообще в
тот момент не думал о том, что будет после того, как он пройдет за линию кассы
с украденной жвачкой или шоколадным батончиком. Не думал о том, как расстроится
одноклассник, не найдя в портфеле любимую «фишку», что предпримут родители, не
досчитавшись денег в кошельке…
Просто в тот момент ему очень захотелось это взять. И не
просто захотелось, а очень-очень, так, что все нервы напряжены. Он взволнован,
возбужден и в этом состоянии напоминает курильщика со стажем, который на время
оказался без сигарет. Хотя возможно, ребенок и пытался себя сдержать,
задумывался о грядущем наказании, но… Ничего не смог поделать. С такими
маниакальными порывами не справляются даже взрослые люди.
После кражи клептоману становится легче, проходит
напряженное состояние. Однако на смену ему часто приходят стыд и раскаяние.
Причины клептомании
Так почему же возникает клептомания? Что же толкает детей
на противоправное поведение?..
Помимо психических заболеваний (например, эпилепсии),
которые встречаются не столь часто, клептоманию может вызывать сильный
конфликт, в который вовлечен ребенок.
В первую очередь, следует обратить внимание на его
отношения с одноклассниками и учителями. Случается так, что лидер по натуре
волей обстоятельств (или своего неправильного поведения) оказывается на низшей
ступени в иерархии класса. Таких детей называют изгоями – одноклассники с ними
не общаются или постоянно дразнят, обзывают и не зовут в компанию.
И если разница между тем положением, которое ребенку
хочется занимать в классе и тем, которое он реально занимает, очень большая,
это может стать причиной клептомании как неосознанного протеста против
существующей ситуации.
Однако после случаев кражи конфликт, чаще всего,
становится еще более явным – воров в коллективе не просто не любят, их
презирают. Даже раскаяние и обещания «больше так не делать» могут не помочь.
В таком случае, лучшим решением проблемы станет смена
обстановки – например, переход в другую школу, где к новому ученику отнесутся
непредвзято. Однако на новом месте ребенку придется быть более внимательным –
избегать конфликтов и ссор по пустякам, постепенно вливаться в новый коллектив
и уж точно напрочь забыть о желании что-либо украсть. Впрочем, если ребенка в
классе примут нормально, такого желания у него и не возникнет.
Однако, если клептомания вызвана психическими
нарушениями, помочь ребенку сможет только специалист-психиатр. И чем раньше
родители обратятся к нему, тем выше шансы на успех, так как в целом клептомания
достаточно невосприимчива к лечению.
Автор: Ольга Моисеенко, практический психолог. Материал подготовлен для сайта:
http://1-4.by/2012/12/19/vorovstvo-i-kleptomaniya-kak-otuchit-rebenka-krast/#more-76935 |