Как
ни странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние дети часто
не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают, для чего
это нужно. Есть такой очень хороший детский анекдот. Приходит мальчик к маме и
говорит:
-
Мама, скажи: "фунь".
-
Зачем это? - чувствуя какой-то подвох, подозрительно спрашивает мать.
-
Ну ты просто скажи: "фунь".
-
А что хоть это значит?
-
Да ты не спрашивай ничего, ты просто скажи: "фунь!"
-
Да не буду я всякие глупости говорить!
-
Не будешь? Вот и не заставляй тогда меня английский язык учить!
Наши
дети не такие, какими были мы. Это банальная истина, но в быту она часто
забывается. Наши дети
больше
отличаются от нас, чем мы отличались от своих родителей. Они живут в другой
стране, при другом общественном строе. Аргументы, которые как-то затрагивали
нас, до них часто попросту не доходят. Пятнадцать - двадцать лет назад туманное
понятие какого-то "долга" (не то перед страной, не то перед будущими
поколениями, не то вообще непонятно перед кем) было тем не менее вполне
действенной реальностью. Отец говорил сыну:
-
Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и все! Вот я, думаешь, хочу каждый день
в полшестого вставать
и
на завод идти?! Однако иду. Потому что должен. А ты должен - учиться.
И
за этим парадоксальным в общем-то утверждением и для отца, и для сына стояла
какая-то реальность. Сын, наблюдая жизнь отца и окружающих его людей, смутно
понимал, о чем идет речь и, по крайней мере, не отбрасывал объяснения отца, что
называется, "с порога".
Для
сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук.
Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо
устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые
если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это отнюдь не в школе. И тем
не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за
образование родители) "устроены" в жизни. К тому же дети, особенно
младше 14 лет, в большинстве своем не очень способны к прогностическому
мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через пять-шесть лет, да
еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки - непосильный труд для их
разума.
Так
что же делать? Единственный выход - каждый день, при каждом удобном случае
показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней,
наполненней, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане -
"взять и съесть", а в плане - "понять". И это понимание (и в
конечном счете - управление) может доставлять не меньшее, а зачастую и большее
удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку
примерах. Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о
бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое.
Объясните им. Сумейте доказать, что бизнес - это в первую очередь правильное
понимание ситуации и поступков людей, а во вторую - управление всем этим в
интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся
всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения
этой науки будет попросту невозможен, как невозможно полететь в космос, не
используя достижений математики и физики.
Другая
причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные дети, -
это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши
убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае (если
ребенок действительно одарен) подыскать школу или программу, вполне адекватную
возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе - вернется и успеваемость.
Иногда
успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. В средних классах (5-8)
это встречается особенно часто. Ребенок претендует на роль лидера, но не имеет
сил или способностей вести за собой других. Ребенок попал между двумя
"группировками", не может определить свою позицию, конфликтует с
обеими сторонами и, естественно, все время оказывается в проигрыше. В класс,
где отношения уже сложились, пришел новый, не слишком общительный ученик.
Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять
участие в шумных играх одноклассников, не отвечает на неуклюжие
"подначки", попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой ребенок
становится козлом отпущения и, как следствие этого, не может хорошо учиться, не
хочет идти в школу.
Эти
и многие другие ситуации объединяет одно - неумение ребенка наладить адекватные
взаимоотношения со сверстниками, нарушение его социального функционирования.
Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит от того, что ребенок живет в
постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо
проанализировать причины конфликтов ребенка с одноклассниками, и обратиться к
специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в других
случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно опереться при
восстановлении нарушенных коммуникаций (например, ребенок прекрасно общается со
сверстниками на даче), и оказать ребенку всемерную поддержку в семье. Нарушенные
взаимоотношения в школе - это всегда преимущественно беда, а не вина ребенка.
Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о
том, в чем можно обвинить его самого.
Иногда
причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости является
несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило,
растут в неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет
предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно
высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или
квартала, где он общается с такими же, как он, "детьми улицы",
разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического
выживания. Иногда такие дети производят очень приятное впечатление своей
самостоятельностью и смышленостью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь
не в радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности в
начальной школе они, как правило, числятся в "отстающих".
В
средней школе им может повезти. Это произойдет в том случае, если на их пути
встретится талантливый педагог, который сумеет передать такому ребенку свою
любовь и свой интерес к какому-либо предмету, пробудив тем самым
"дремлющие" возможности детского мозга. Совершенно необязательно, что
жизнь ребенка впоследствии будет связана с химией или ботаникой, но мозг уже
начал работать, и начался процесс формирования познавательных интересов, пищу
для которого можно отыскать практически везде. Все мы слышали, а больше читали
о таких случаях. К сожалению, в жизни они встречаются крайне редко. Автору
посчастливилось наблюдать всего два таких эпизода.
По материалам сайта «Адалин» http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04028.shtml
|