Ориентационный
тест школьной зрелости Керна - Йирасика
выявляет общий уровень психического развития,
уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу,
произвольность психической деятельности.
Тест состоит из 4-х частей:
тест
"Рисунок человека”(мужской фигуры);
копирование
фразы из письменных букв;
срисовывание
точек;
опросник.
Тест
"Рисунок человека”
Задание
"Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо
дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка ("ты
забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.
Оценивание
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы
мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем
соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища;
на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот;
руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок);
фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы
растут из туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла: выполнение всех требований, кроме
синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ,
но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище,
конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея,
уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и
туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов: отсутствие четкого изображения
туловища, нет конечностей; каракули.
Копирование
фразы из письменных букв
Задание
"Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй
переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.
На листе напишите фразу прописными буквами,
первая буква – заглавная:
Он
ел суп.
Оценивание
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец;
буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква –
заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально
(возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер
букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше,
строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно
понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы,
видна строка.
5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.
Срисовывание
точек
Задание
"Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать
рядом такие же”.
В образце 10 точек находятся на ровном
расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
Оценивание
1 балл: точное копирование образца,
допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка,
недопустимо увеличение.
2 балла: количество и расположение точек
соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния
между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует
образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число
точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше
7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не
соответствует образцу. 5 баллов: каракули, чирканье.
После
оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по
всем трем заданиям:
3-6 баллов – у него высокий уровень готовности
к школе;
7-12 баллов – средний уровень;
13 -15 баллов – низкий уровень готовности,
ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического
развития.
ОПРОСНИК
Выявляет общий уровень мышления, кругозор,
развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы "вопрос–ответ”.
Задание может звучать так: "Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся
ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь
ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем
суммируются.
Какое
животное больше – лошадь или собака?
(лошадь = 0 баллов;
неправильный ответ = -5 баллов)
Утром
мы завтракаем, а днем...
(обедаем, едим суп, мясо = 0;
ужинаем, спим и другие неправильные ответы =
-3 балла)
Днем
светло, а ночью...
(темно = 0;
неправильный ответ = -4)
Небо
голубое, а трава ...
(зеленая = 0;
неправильный ответ = -4)
Черешни,
груши, сливы, яблоки – это что?
(фрукты = 1;
неправильный
ответ = -1)
Почему
раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем;
чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
неправильный ответ = -1)
Что
такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0;
неправильный ответ = -1)
Который
час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4;
показано только целый час или четверть часа =
3;
не знает часов = 0)
Маленькая
корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
(щенок, ягненок = 4;
только один правильный ответ = 0;
неправильный ответ = -1)
Собака
больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть,
хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1
на курицу = -3)
Почему во всех автомобилях тормоза?
(указано две причины: тормозить с горы,
останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
одна причина = 0;
неправильный ответ = -1)
Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа,
это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)
Чем
похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение
двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по
деревьям и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)
Чем
отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на
столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная
линия вокруг ) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у
винта есть гайка = 2;
неправильный ответ = 0)
Футбол,
прыжки в высоту, теннис, плавание - это...
(спорт (физкультура) = 3;
игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
неправильный ответ = 0)
Какие
ты знаешь транспортные средства?
(три наземных транспортных средства + самолет
или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или
полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что
транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)
Чем
отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
(три признака (седые волосы, отсутствие волос,
морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
одно или два различия = 2;
неправильный ответ ( у него палка, он курит …)
= 0
Почему
люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми,
закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
одна причина = 2;
неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы
заработать деньги и т.д.) = 0)
Почему
это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое
выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;
он
ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
неправильный
ответ = 0)
Почему
на письмо нужно наклеивать марку?
так платят за пересылку этого письма = 5;
другой,
тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
неправильный
ответ = 0)
Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный
интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель
вербального интеллекта.
От -1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Если
показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо
дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.
|