Плохой почерк, грязь в тетради: лень или реальная проблема?Что принято считать плохим почерком?.. - когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять – какую из них имел в виду пишущий - когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а»; из-за этого они похожи как братья-близнецы - когда строка в тетради – понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней; - когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное; - когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются дырки в тетради. Что бы из перечисленного Вы ни наблюдали в тетради своего ученика, важно понять главное: почерк – видимая часть проблемы, куда правильнее отыскать причину, которая чаще всего от родителей скрыта. Нередко бывает так, что заботливые мамы, а то и педагоги, репетиторы заставляют ребенка переписывать текст несколько раз. Спрашиваю: «Есть результаты?». Недоуменно пожимают плечами: «Становится еще хуже, да еще и ошибки добавляются». Все правильно. Ведь ни одному врачу не придет в голову посоветовать пробежать стометровку человеку со сломанной ногой – мол, побегаете – и нога срастется. Нет, ногу сначала гипсуют, ждут, когда поврежденные ткани срастутся, ходят с опорой, разминают и только после этого, наконец, начинают нагружать здоровую ногу. Также
и с почерком. Важно определить причину, провести грамотное лечение, а затем
заниматься чистописанием. Где
прячутся причины?.. Недостаточно
развита гибкость, натренированность,
способность ведущей руки выдерживать
длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков. Такие
детишки не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать,
особенно раскрашивать карандашами; не могут завязать простой узел. В таких случаях мы наблюдаем низкий темп
письма, разные по размеру буквы, эффект печати – когда буквы не соединены между
собой. Недостаточно
развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ножке, ловко
подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого размера даже на небольшом
расстоянии, часто спотыкается и наталкивается на предметы… Как это связанно с
почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может четко управлять
ручками и ножками, это неминуемо скажется на таком тонком процессе, как письмо. Причиной
грязи в тетради может стать непонимание ребенком понятий право и лево, верх и
низ. То есть когда нарушено пространственное восприятие. Здесь можно увидеть
зеркальное написание букв. Или когда буква «и» заменяется буквой «у» – не может
ребенок «запомнить», у какой из этих букв хвостик вниз растет. Такая же
путаница с буквами «б» и «д». Детишки, не подружившиеся с пространственными
понятиями, часто не выдерживают строчку, буковки у них наскакивают одна на
другую. Они игнорируют начало строчки, и легко могут начать писать предложение
прямо с середины. Реально не понимают, что это значит – отступить 4 клеточки от
края, и что это вообще за загадочный «край тетради». Пока
вы вместе с ребенком не отработаете такие понятия, как право – лево, сверху –
снизу, горизонтально, вертикально, по диагонали, не закрепите, где центр, где
верхний правый угол, требовать чистоты и отсутствия исправлений, красной строки
и ровненьких буковок бесполезно. Да и не честно! Иногда
у ребенка нет в головенке прочной связи между
зрительным и двигательным образом буквы. А в результате все то же –
неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Вам бы помочь ребеночку:
взять, например, яркий шнурок, да и выложить из него красивую такую буковку на
белом листочке. То-то выйдет загляденье, глядишь, и дитятко заулыбалось. А что
если такую букву манкой вывести на тарелочке. Или вот забава: сложить разные
буквы в мешочек, завязать глазки, да и отгадывать на ощупь то правой рукой, то
левой. Можно и соревнование устроить – кто скорее отгадает. Отдохнули? Теперь
можно весь отгаданный ряд и на листочке яркой авторучкой прописать. Главное
-весело и без раздражения. Как-то
на диагностике одна очень эмоциональная мама рассказала «страшную» историю:
ребенок назло обводит буквы по несколько раз. Поверьте мне на слово, вовсе не
назло делает это ваш горе-ученик. На самом деле
у таких детишек не развит определенный участок в головном мозге, который
отвечает за переключение. И такое застревание на одной буковке, словно ребенок
забуксовал на месте, говорит о том, что ему нужна помощь специалиста, но никак
не раздражение и крики мамы. Почерк может быть хромым при общем плохом самочувствии, а также после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний (особенно легочных, сердечных). И из-за чрезмерных нагрузок!!! Часто родители из лучших побуждений так загружают ребенка различными дополнительными к школе занятиями, что почерк буквально на глазах мельчает. Разбираете буквы ребенка с лупой в руке? Тогда это я вас имею ввиду ) Влияет на почерк и отношения внутри семьи. Были в моей практике случаи, когда почерк у ребенка выравнивался после того, как улучшались отношения с родителями. Иногда приходит мама с ребенком на консультацию и так слаженно говорит о заботе, о любви необъятной; и все ему одному – лучшему и любимому. А потом, на самом первом занятии мы проводим упражнение «Тоннель». Ребенок проползает сквозь трубу, с другого конца его ждет мама в буквальном смысле с распростертыми объятиями, а ребенок мимо мамы бежит к психологу, или норовит обратно в трубу уползти. Тут все без слов становится понятно. Любить и заботиться можно по-разному. И это тоже лишний повод нам с вами, уважаемые взрослые, задуматься. Одним словом, почерк – своеобразный индикатор состояния и благополучного или не очень развития ребенка и в физическом и психологическом смыслах. Кстати,
в переходном возрасте почерк обычно «ломается», особенно у мальчиков. Так что
не спешите требовать от растущего человечка таких же аккуратненьких букв, как в
начальных классах. Это не только бесполезно, но и в некотором смысле вредно.
Если взрослые не отобьют охоты, почерк выровняется вместе с хозяином, как
только у того закончатся перепады, свойственные подросткам. И что же делать?! Если
вопрос назрел остро, и почерк ребенка уже не поддается расшифровке, более того
Вы отмечаете обилие ошибок, слитное написание предлогов со словами,
игнорирование знаков препинания, то
лучше всего обратиться к специалисту-нейропсихологу. Вам помогут не только
отыскать причину, но и предложат грамотную коррекционную программу. А главное
сохранят ваши нервы, и не дадут ребенку провести все свое свободное время в
переписывании ненавистных текстов. Если проблемы лежат на поверхности, и вы теперь даже можете точно сказать, что мешает вашему ученику выписать стройный ряд букв, то смело устраивайте соревнование, кто вырежет самую красивую снежинку, ловчее запустит йо-йо, больше выжмет кистевой экспандер. А на одной ноге кто дольше выстоит, причем стоим на левой, а правая – вперед вытянута, руки при этом назад отведены. Получилось? А ласточкой – слабо? И еще не факт, что вы выйдете победителем в игре «Робот». Робот может двигаться, выполняя команды типа: повернись направо, подними правую руку, сделай два шага вперед, повернись налево, закрой глаза – впереди темный тоннель, сделай 5 шагов нога к ноге, левой рукой дотронься до правого уха и тп. Не забудьте расставить препятствия: ближайший к окну стул будет горой, одеяло на полу – кислотная река, попробуйте обойти все ловушки и заработать приз в конце пути. Наконец, присмотритесь, чем живет ваш ребенок. Что любит, какую музыку предпочитает? Приглашают ли его в гости, как давно к нему приходили друзья/подруги? Как давно вы вместе были на катке, или играли во дворе в мяч? Напоследок
информация для тех, кто любит просто, понятно и конкретно: уважаемые родители,
пожалуйста, не заставляйте своих детей переписывать упражнения и выводить узоры
в прописях, если наблюдаете трудности с письмом. Это вашему ребенку неприятно,
неинтересно и вредно!!! Помогите ему справиться с причиной, и он непременно
порадует вас вполне приемлемым почерком, который с каждым годом будет
становиться все лучше и лучше.
| |
| |
Просмотров: 3798 | | |
Всего комментариев: 0 | |