menu

О школьных страхах: что именно пугает ребят в начальных классах

Сейчас всё чаще говорят о сохранении психического здоровья школьника, в частности о создании эмоционально благополучного окружения в образовательном учреждении. Однако система обучения ребенка в коллективе сверстников таит в себе факторы, которые могут негативно сказаться на эмоциональном здоровье школьника и привести к возникновению школьных страхов. Что делать учителю, психологу, родителю, чтобы создать эмоционально благоприятные условия обучения ребенка в школе? Как избежать школьных страхов? Как с ними бороться, и стоит ли это делать вообще? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять и разобраться в таком сложном и неоднозначном явлении, как школьные страхи.  

Что такое «страх»?  

Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. (Захаров А.И)     

Феномен страха издавна является предметом изучения философии, искусства, различных отраслей науки. По общему мнению, страх – наиболее древняя человеческая эмоция, связанная с инстинктом самосохранения особи. Каждый человек испытывал страх, и не один раз в жизни. Несмотря на очевидность и доступность этого явления, в психологической литературе нет четкого определения понятия «страх». При этом в многочисленных определениях страха можно выделить следующие существенные признаки:   - страх имеет аффективную природу;   - страх подразумевает переживание реальной или воображаемой опасности;    - страх относят к отрицательным состояниям;   - страх имеет защитный характер.  

Школьные страхи             

Школьные страхи мы определяем в широком смысле, как страхи, связанные со школой.    Школьные страхи разнообразны, т.е. ребенок может бояться разных вещей, а природа его страха также может быть различна.       

Во-первых, можно рассматривать страхи по предмету, то есть по тому, на что направлен страх:    

1.страх оценки, отметки.    

2.страх наказания, замечания в дневник.    

3.страх ошибки.    

4.страх не соответствовать требованиям школы, учителя, в том числе опоздать в школу, на урок;    

5.забыть школьные принадлежность: книгу, тетрадь, форму, работу (дети носят лишнее в портфеле);    

6. забыть, что задано;    

7.отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др.        Во-вторых, страхи, связанные с «режимным» характером обучения в школе:     

1.страх не успеть в школу,     

2.страх опоздать на урок;     

3.страх заболеть и не ходить в школу;     

4.опасение, что не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке);     

5.страх не успеть или забыть сделать домашнее задание;     

6.страх каникул;     

7.страх 1 сентября, первого дня в школе после каникул;     

8. страх конца четверти,     

9.страх звонка на урок, звонка с урока.      

Так же к этой группе относятся страхи, связанные с четкой организацией школьной жизни:      

1.страх перерывов между уроками – перемен;      

2.остаться одному в классе, зайти в класс последним или первым;      

3.страх быть на празднике;      

4.страх потеряться в школе;      

5.страх переходить из одного кабинета в другой и др.          

  В-третьих, страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного двора, спортзала, хореографического зала (актового), столовой, подвала, кабинета зубного врача и других помещений.           

В четвертых, часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в следующих страхах:       

1.страх стоять у доски,       

2.страх не понять объяснение учителя,       

3.страх спорить,       

4.страх получить замечание,       

5.страх просьбы дать дневник,       

6.страх, возникающий в момент, когда учитель спрашивает: «кто хочет ответить?»,      

7.страх плохой отметки,        

8.чувство страха в ситуации, когда учитель решает, какую отметку поставит в дневник, классный журнал;       

9.страх, что учитель, родитель будет ругать,       

10.страх наказания; физического наказания,       

11.страх проверки знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ;       

12.страх вопросов учителя;       

13.чувство страха в присутствии посторонних взрослых на уроке;       

14.страх нового учителя,      

15.страх забыть, что задано;       

16.чувство страха, связанное с присутствием родителей на родительском собрании;        1

7.страх непонимания учителя.      

В пятых, страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, братья и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал, охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ.      

  В шестых, страхи делят по происхождению: Наученные – страхи, полученные ребенком в ходе личного опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников). Внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны ситуации, вызывающие страх с благими целями; «Зараженные» страхи – возникают в ситуации нахождения в группе людей, испытывающих страх. Выдуманные страхи (слышал где-то, не так понял учителя).       

В седьмых, исследователь детских страхов Захаров А.И. рассматривал страхи по степени соответствия возрастным нормам:  

-   Возрастной (обычный, естественный страх).      

-   Патологический.  

Динамичность школьных страхов в начальной школе         

Школьные страхи, как и любые другие эмоциональные явления, динамичны, то есть изменяются с течением времени и под действием различных внешних и внутренних факторов.     

Этапы, на которых могут происходить изменения как в содержании,так и в интенсивности школьных страхов:       

1«Вхождение» ребенка в школу (первая неделя).       

2.Период адаптации (сентябрь-октябрь).       

3.Введение системы оценивания (чаще всего конец первого полугодия).        4.Становление учебной деятельности (окончание первого класса).       

5.  2-3 годы обучения.      

6. Конец 4 класса (переход в среднюю школу).      

Первый класс      

При поступлении ребенка в школу происходит изменение его социального статуса. Это ведет к переориентации ребенка на социальные нормы и установки.  По данным различных авторов: Гуткиной Н.И., Хухлаевой О.В. и др. – ребенок, готовый к обучению в школе, не испытывает страха перед ней. Первоклассник с радостью заходит в класс, готов общаться с учителем, выполнять его требования, узнавать что-то новое, выполнять требования, предъявляемые школой. Однако особенности образовательного учреждения, взаимодействия учителя с классом, особенности эмоционального развития первоклассника и другие причины могут поколебать представление ребенка о своем статусе ученика, и, как следствие, могут проявиться школьные страхи.           

Захаров А.И. на основании наблюдений выделил, что если в младшем школьном возрасте и возникает страх, то чаще всего – это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. «Это выражается в страхах сделать что-то не так, не правильно, не так, как следует, как нужно, быть не тем, кого уважают. Это говорит о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено понятием «совесть», как центральное новообразование, младшего школьного возраста» (Захаров А.В.).       

В первые две недели обучения в школе в основном присутствуют режимные страхи (дети боятся проспать, опоздать), а также пространственные страхи (не найти свой класс, заблудиться). Особенно сильно проявляется страх помещений у первоклассников из школ с предметным обучением, где дети вынуждены переходить из кабинета в кабинет.      

В процессе адаптации ребенок не только привыкает к своему новому статусу, но и к окружению. Очень важно, чтобы ребенку помогли сориентироваться в пространстве школы – так можно избежать страха перед школьными помещениями, страха потеряться. Знакомство с одноклассниками позволит ребенку, во-первых, не боятся их, а во-вторых, первоклассник увидит, что вокруг такие же ребята с такими же переживаниями, как и у него. В процессе адаптации к школе эти страхи сменяются страхами отношений (учитель будет ругать) и страхами не успеть, не понять объяснений. Некоторых детей начинают беспокоить отношения в классе, которые так же связаны с учебным процессом.    

Например, дети боятся, что одноклассники отвлекут их от урока. Таким образом, психологически грамотно организованная адаптация первоклассника к школе позволит избежать возникновения целого ряда школьных страхов.       

К концу первого учебного года на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией      

Второй, третий года обучения в школе      

Большинство психологических исследований сосредоточено на изучении проблем кризисных, переломных моментов в жизни человека. Поэтому такой «психологически спокойный» период, как конец первого – начало четвертого класса, изучен не достаточно. По данным нашего исследования, в выделенный период на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией развития ребенка. Задача школьного психолога с помощью учителя, родителей своевременно выявить случаи возникновения школьных страхов и решить вопрос о необходимости их коррекции.      

Конец четвертого класса    

Появлении страха «не поступить в гимназию», «плохо окончить начальную школу». На этом этапе семья ребенка имеет огромное влияние как на возникновение, так и на преодоление данных школьных страхов.

 Материал сайта:http://www.r-vmeste.ru

Категория: Родителям на заметку | Добавил: Наталья_Ивановна (20-08-2011)
Просмотров: 1914 | Теги: страх, неуспеваемость | Рейтинг: 1.4/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]