Сейчас всё чаще говорят о сохранении психического здоровья школьника, в частности о создании эмоционально благополучного окружения в образовательном учреждении. Однако система обучения ребенка в коллективе сверстников таит в себе факторы, которые могут негативно сказаться на эмоциональном здоровье школьника и привести к возникновению школьных страхов. Что делать учителю, психологу, родителю, чтобы создать эмоционально благоприятные условия обучения ребенка в школе? Как избежать школьных страхов? Как с ними бороться, и стоит ли это делать вообще? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять и разобраться в таком сложном и неоднозначном явлении, как школьные страхи. Что такое «страх»? Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. (Захаров А.И) Феномен страха издавна является предметом изучения философии, искусства, различных отраслей науки. По общему мнению, страх – наиболее древняя человеческая эмоция, связанная с инстинктом самосохранения особи. Каждый человек испытывал страх, и не один раз в жизни. Несмотря на очевидность и доступность этого явления, в психологической литературе нет четкого определения понятия «страх». При этом в многочисленных определениях страха можно выделить следующие существенные признаки: - страх имеет аффективную природу; - страх подразумевает переживание реальной или воображаемой опасности; - страх относят к отрицательным состояниям; - страх имеет защитный характер. Школьные страхи Школьные страхи мы определяем в широком смысле, как страхи, связанные со школой. Школьные страхи разнообразны, т.е. ребенок может бояться разных вещей, а природа его страха также может быть различна. Во-первых, можно рассматривать страхи по предмету, то есть по тому, на что направлен страх: 1.страх оценки, отметки. 2.страх наказания, замечания в дневник. 3.страх ошибки. 4.страх не соответствовать требованиям школы, учителя, в том числе опоздать в школу, на урок; 5.забыть школьные принадлежность: книгу, тетрадь, форму, работу (дети носят лишнее в портфеле); 6. забыть, что задано; 7.отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др. Во-вторых, страхи, связанные с «режимным» характером обучения в школе: 1.страх не успеть в школу, 2.страх опоздать на урок; 3.страх заболеть и не ходить в школу; 4.опасение, что не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке); 5.страх не успеть или забыть сделать домашнее задание; 6.страх каникул; 7.страх 1 сентября, первого дня в школе после каникул; 8. страх конца четверти, 9.страх звонка на урок, звонка с урока. Так же к этой группе относятся страхи, связанные с четкой организацией школьной жизни: 1.страх перерывов между уроками – перемен; 2.остаться одному в классе, зайти в класс последним или первым; 3.страх быть на празднике; 4.страх потеряться в школе; 5.страх переходить из одного кабинета в другой и др. В-третьих, страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного двора, спортзала, хореографического зала (актового), столовой, подвала, кабинета зубного врача и других помещений. В четвертых, часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в следующих страхах: 1.страх стоять у доски, 2.страх не понять объяснение учителя, 3.страх спорить, 4.страх получить замечание, 5.страх просьбы дать дневник, 6.страх, возникающий в момент, когда учитель спрашивает: «кто хочет ответить?», 7.страх плохой отметки, 8.чувство страха в ситуации, когда учитель решает, какую отметку поставит в дневник, классный журнал; 9.страх, что учитель, родитель будет ругать, 10.страх наказания; физического наказания, 11.страх проверки знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ; 12.страх вопросов учителя; 13.чувство страха в присутствии посторонних взрослых на уроке; 14.страх нового учителя, 15.страх забыть, что задано; 16.чувство страха, связанное с присутствием родителей на родительском собрании; 1 7.страх непонимания учителя. В пятых, страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, братья и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал, охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ. В шестых, страхи делят по происхождению: Наученные – страхи, полученные ребенком в ходе личного опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников). Внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны ситуации, вызывающие страх с благими целями; «Зараженные» страхи – возникают в ситуации нахождения в группе людей, испытывающих страх. Выдуманные страхи (слышал где-то, не так понял учителя). В седьмых, исследователь детских страхов Захаров А.И. рассматривал страхи по степени соответствия возрастным нормам: - Возрастной (обычный, естественный страх). - Патологический. Динамичность школьных страхов в начальной школе Школьные страхи, как и любые другие эмоциональные явления, динамичны, то есть изменяются с течением времени и под действием различных внешних и внутренних факторов. Этапы, на которых могут происходить изменения как в содержании,так и в интенсивности школьных страхов: 1«Вхождение» ребенка в школу (первая неделя). 2.Период адаптации (сентябрь-октябрь). 3.Введение системы оценивания (чаще всего конец первого полугодия). 4.Становление учебной деятельности (окончание первого класса). 5. 2-3 годы обучения. 6. Конец 4 класса (переход в среднюю школу). Первый класс При поступлении ребенка в школу происходит изменение его социального статуса. Это ведет к переориентации ребенка на социальные нормы и установки. По данным различных авторов: Гуткиной Н.И., Хухлаевой О.В. и др. – ребенок, готовый к обучению в школе, не испытывает страха перед ней. Первоклассник с радостью заходит в класс, готов общаться с учителем, выполнять его требования, узнавать что-то новое, выполнять требования, предъявляемые школой. Однако особенности образовательного учреждения, взаимодействия учителя с классом, особенности эмоционального развития первоклассника и другие причины могут поколебать представление ребенка о своем статусе ученика, и, как следствие, могут проявиться школьные страхи. Захаров А.И. на основании наблюдений выделил, что если в младшем школьном возрасте и возникает страх, то чаще всего – это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. «Это выражается в страхах сделать что-то не так, не правильно, не так, как следует, как нужно, быть не тем, кого уважают. Это говорит о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено понятием «совесть», как центральное новообразование, младшего школьного возраста» (Захаров А.В.). В первые две недели обучения в школе в основном присутствуют режимные страхи (дети боятся проспать, опоздать), а также пространственные страхи (не найти свой класс, заблудиться). Особенно сильно проявляется страх помещений у первоклассников из школ с предметным обучением, где дети вынуждены переходить из кабинета в кабинет. В процессе адаптации ребенок не только привыкает к своему новому статусу, но и к окружению. Очень важно, чтобы ребенку помогли сориентироваться в пространстве школы – так можно избежать страха перед школьными помещениями, страха потеряться. Знакомство с одноклассниками позволит ребенку, во-первых, не боятся их, а во-вторых, первоклассник увидит, что вокруг такие же ребята с такими же переживаниями, как и у него. В процессе адаптации к школе эти страхи сменяются страхами отношений (учитель будет ругать) и страхами не успеть, не понять объяснений. Некоторых детей начинают беспокоить отношения в классе, которые так же связаны с учебным процессом. Например, дети боятся, что одноклассники отвлекут их от урока. Таким образом, психологически грамотно организованная адаптация первоклассника к школе позволит избежать возникновения целого ряда школьных страхов. К концу первого учебного года на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией Второй, третий года обучения в школе Большинство психологических исследований сосредоточено на изучении проблем кризисных, переломных моментов в жизни человека. Поэтому такой «психологически спокойный» период, как конец первого – начало четвертого класса, изучен не достаточно. По данным нашего исследования, в выделенный период на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией развития ребенка. Задача школьного психолога с помощью учителя, родителей своевременно выявить случаи возникновения школьных страхов и решить вопрос о необходимости их коррекции. Конец четвертого класса Появлении страха «не поступить в гимназию», «плохо окончить начальную школу». На этом этапе семья ребенка имеет огромное влияние как на возникновение, так и на преодоление данных школьных страхов. Материал сайта:http://www.r-vmeste.ru | |
| |
Просмотров: 1914 | | |
Всего комментариев: 0 | |