Сейчас всё чаще говорят о сохранении психического
здоровья школьника, в частности о создании эмоционально благополучного
окружения в образовательном учреждении. Однако система обучения ребенка в
коллективе сверстников таит в себе факторы, которые могут негативно сказаться
на эмоциональном здоровье школьника и привести к возникновению школьных
страхов. Что делать учителю, психологу, родителю, чтобы создать эмоционально
благоприятные условия обучения ребенка в школе? Как избежать школьных страхов?
Как с ними бороться, и стоит ли это делать вообще? Чтобы ответить на эти
вопросы, необходимо понять и разобраться в таком сложном и неоднозначном
явлении, как школьные страхи.
Что такое «страх»?
Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение
в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. (Захаров А.И)
Феномен страха
издавна является предметом изучения философии, искусства, различных отраслей
науки. По общему мнению, страх – наиболее древняя человеческая эмоция,
связанная с инстинктом самосохранения особи. Каждый человек испытывал страх, и
не один раз в жизни. Несмотря на очевидность и доступность этого явления, в
психологической литературе нет четкого определения понятия «страх». При этом в
многочисленных определениях страха можно выделить следующие существенные
признаки:
- страх имеет аффективную природу;
- страх подразумевает переживание реальной или
воображаемой опасности;
- страх относят к
отрицательным состояниям;
- страх имеет защитный характер.
Школьные страхи
Школьные
страхи мы определяем в широком смысле, как страхи, связанные со школой.
Школьные страхи
разнообразны, т.е. ребенок может бояться разных вещей, а природа его страха
также может быть различна.
Во-первых,
можно рассматривать страхи по предмету, то есть по тому, на что направлен
страх:
1.страх оценки,
отметки.
2.страх наказания,
замечания в дневник.
3.страх ошибки.
4.страх не
соответствовать требованиям школы, учителя, в том числе опоздать в школу, на
урок;
5.забыть школьные
принадлежность: книгу, тетрадь, форму, работу (дети носят лишнее в портфеле);
6. забыть, что
задано;
7.отпроситься с
урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др.
Во-вторых,
страхи, связанные с «режимным» характером обучения в школе:
1.страх не
успеть в школу,
2.страх опоздать
на урок;
3.страх заболеть
и не ходить в школу;
4.опасение, что
не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в
тетради на уроке);
5.страх не
успеть или забыть сделать домашнее задание;
6.страх каникул;
7.страх 1
сентября, первого дня в школе после каникул;
8. страх конца
четверти,
9.страх звонка
на урок, звонка с урока.
Так же к этой группе относятся страхи, связанные с четкой
организацией школьной жизни:
1.страх
перерывов между уроками – перемен;
2.остаться
одному в классе, зайти в класс последним или первым;
3.страх быть на
празднике;
4.страх
потеряться в школе;
5.страх
переходить из одного кабинета в другой и др.
В-третьих,
страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц,
раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного
двора, спортзала, хореографического зала (актового), столовой, подвала,
кабинета зубного врача и других помещений.
В четвертых,
часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в
следующих страхах:
1.страх стоять
у доски,
2.страх не
понять объяснение учителя,
3.страх
спорить,
4.страх
получить замечание,
5.страх
просьбы дать дневник,
6.страх,
возникающий в момент, когда учитель спрашивает: «кто хочет ответить?»,
7.страх плохой
отметки,
8.чувство
страха в ситуации, когда учитель решает, какую отметку поставит в дневник,
классный журнал;
9.страх, что
учитель, родитель будет ругать,
10.страх
наказания; физического наказания,
11.страх
проверки знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ;
12.страх
вопросов учителя;
13.чувство
страха в присутствии посторонних взрослых на уроке;
14.страх
нового учителя,
15.страх
забыть, что задано;
16.чувство
страха, связанное с присутствием родителей на родительском собрании;
1 7.страх
непонимания учителя.
В пятых,
страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка,
который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, братья
и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал,
охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ.
В шестых,
страхи делят по происхождению:
Наученные – страхи, полученные ребенком в ходе личного
опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников).
Внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны
ситуации, вызывающие страх с благими целями;
«Зараженные» страхи – возникают в ситуации нахождения в
группе людей, испытывающих страх.
Выдуманные страхи (слышал где-то, не так понял учителя).
В седьмых,
исследователь детских страхов Захаров А.И. рассматривал страхи по степени
соответствия возрастным нормам:
- Возрастной
(обычный, естественный страх).
- Патологический.
Динамичность школьных страхов в начальной школе
Школьные страхи,
как и любые другие эмоциональные явления, динамичны, то есть изменяются с
течением времени и под действием различных внешних и внутренних факторов.
Этапы, на которых
могут происходить изменения как в содержании,так и в интенсивности школьных
страхов:
1«Вхождение»
ребенка в школу (первая неделя).
2.Период
адаптации (сентябрь-октябрь).
3.Введение
системы оценивания (чаще всего конец первого полугодия).
4.Становление
учебной деятельности (окончание первого класса).
5. 2-3 годы обучения.
6. Конец 4
класса (переход в среднюю школу).
Первый класс
При поступлении ребенка в школу происходит изменение его
социального статуса. Это ведет к переориентации ребенка на социальные нормы и
установки. По данным различных авторов:
Гуткиной Н.И., Хухлаевой О.В. и др. – ребенок, готовый к обучению в школе, не
испытывает страха перед ней. Первоклассник с радостью заходит в класс, готов
общаться с учителем, выполнять его требования, узнавать что-то новое, выполнять
требования, предъявляемые школой. Однако особенности образовательного
учреждения, взаимодействия учителя с классом, особенности эмоционального
развития первоклассника и другие причины могут поколебать представление ребенка
о своем статусе ученика, и, как следствие, могут проявиться школьные страхи.
Захаров А.И.
на основании наблюдений выделил, что если в младшем школьном возрасте и
возникает страх, то чаще всего – это страх не соответствовать социальным
требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. «Это
выражается в страхах сделать что-то не так, не правильно, не так, как следует,
как нужно, быть не тем, кого уважают. Это говорит о нарастающей социальной
активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о
том, что объединено понятием «совесть», как центральное новообразование,
младшего школьного возраста» (Захаров А.В.).
В первые две
недели обучения в школе в основном присутствуют режимные страхи (дети боятся
проспать, опоздать), а также пространственные страхи (не найти свой класс,
заблудиться). Особенно сильно проявляется страх помещений у первоклассников из
школ с предметным обучением, где дети вынуждены переходить из кабинета в
кабинет.
В процессе
адаптации ребенок не только привыкает к своему новому статусу, но и к
окружению. Очень важно, чтобы ребенку помогли сориентироваться в пространстве школы
– так можно избежать страха перед школьными помещениями, страха потеряться.
Знакомство с одноклассниками позволит ребенку, во-первых, не боятся их, а
во-вторых, первоклассник увидит, что вокруг такие же ребята с такими же
переживаниями, как и у него. В процессе адаптации к школе эти страхи сменяются
страхами отношений (учитель будет ругать) и страхами не успеть, не понять
объяснений. Некоторых детей начинают беспокоить отношения в классе, которые так
же связаны с учебным процессом.
Например, дети боятся, что одноклассники отвлекут их от урока. Таким
образом, психологически грамотно организованная адаптация первоклассника к
школе позволит избежать возникновения целого ряда школьных страхов.
К концу
первого учебного года на первое место выходят «индивидуализированные» страхи,
то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией
Второй, третий года обучения в школе
Большинство психологических исследований сосредоточено на
изучении проблем кризисных, переломных моментов в жизни человека. Поэтому такой
«психологически спокойный» период, как конец первого – начало четвертого
класса, изучен не достаточно. По данным нашего исследования, в выделенный
период на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные
страхи, обусловленные индивидуальной траекторией развития ребенка. Задача
школьного психолога с помощью учителя, родителей своевременно выявить случаи
возникновения школьных страхов и решить вопрос о необходимости их коррекции.
Конец четвертого класса
Появлении страха
«не поступить в гимназию», «плохо окончить начальную школу». На этом этапе
семья ребенка имеет огромное влияние как на возникновение, так и на преодоление
данных школьных страхов. Материал сайта:http://www.r-vmeste.ru |