Ребенка нужно не просто любить (этого мало!). Его нужно
уважать и видеть в нем личность! Не забывайте также о том, что воспитание -
процесс «долгоиграющий», а значит, и мгновенных результатов ждать не
приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не
кипятитесь. Спокойно подумайте о том, что вы можете сделать для того, чтобы
ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь
сделать из ребенка самого-самого
Так не бывает, чтобы
человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это
неспособны. Никогда не говорите фраз вроде: «Вот Маша в четыре года уже читает,
а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты тюфяк - тюфяком».
Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в математике и т. д. Наверняка
найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите
его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Никогда не сравнивайте вслух ребенка с
другими детьми.
Воспринимайте рассказ
об успехах чужих детей как просто информацию. Ведь вас самих сообщение о том,
что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом,
не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из второго
подъезда непревзойденно играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего
ребенка, а вам в ответ похвалиться нечем - лучше все равно что - нибудь
скажите. Например: «А мой Петька плеваться дальше всех умеет». И пусть все
смотрят на вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петька знал: вы любите его таким,
какой он есть!
3. Перестаньте
шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я
старалась, а ты...», «Я тут лежу, болею, а ты...», «Я тебя растила, а ты...» и
т. п. Это, граждане родители, на языке уголовного кодекса называется «шантаж».
Самая" нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. Знаете,
что отвечают на подобные фразы 99 процентов детей? «А я тебя рожать меня не
просил!»
4. Избегайте свидетелей.
Если действительно
возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил
истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места
происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым -
поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого
спокойно объясните, почему так делать нельзя - это необходимо. Вот тут, кстати,
призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта
эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать
неблаговидные поступки.
Главное - не забывать, что у всего должна быть своя мера.
http://ponyatovskaya.ucoz.ru
|