menu

Методы обучения.

Нет современных и несовременных, активных и пассивных, эффективных и неэффективных методов обучения, есть слабые и сильные стороны методов обучения. Необходимо безусловное знание системной классификации методов обучения и только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения исходя из знания сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.            

В начале 21 века особую ценность представляют методы развития познавательного интереса (ведущая потребность учащихся - познавательный интерес).  

Системная  классификация методов обучения.

(один метод реализуется через другой)            

  Слово метод своими истоками восходит к понятию «деятельность». Деятельность может быть:

-      организована;

-      стимулирована;

-      проконтролирована. Отсюда следует существование 3 групп методов:

I. Методы организации и осуществления учебной деятельности.

II. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.  

I.                  Методы организации и осуществления  учебной деятельности.  

1.Перцептивный аспект (восприятие) – методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения или практических действий:  

а) словесные методы (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, чтение учебника, справочной литературы, звуковоспроизведение);

б) наглядные методы (демонстрации, иллюстрации, показ плакатов, репродукций с картин, мультимедийных проекций, фото, схем, чертежей);

в) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия)  

2.Гностический аспект (познание) – сюда относятся методы, объединенные по характеру усвоения нового учебного материала; либо путём самостоятельных рассуждений над проблемными ситуациями или же активного запоминания готовой учебной информации:  

а) иллюстративно-объяснительный;

б) репродуктивный;

в) проблемные (проблемного изложения);  

г) эвристические (частично-поисковые);

д) исследовательские.

3. Логический аспект – методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала:

а) индуктивные методы ( от общего к частному, от сложного к простому), дедуктивные, традуктивные (от частного к частному, от примера к примеру);

б) конкретные и абстрактные, синтез и анализ; сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация (методы как мыслительные операции).

4.      Управленческий аспект – методы характеризующие степень самостоятельности ученика в учебно-познавательной деятельности:

а) методы под руководством учителя;

б) методы самостоятельной работы учащихся.  

II.               Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.  

Методы стимулирования мотивов интереса учения (познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, парадоксальность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.п.). Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости (методы воспитания: убеждения, требования, приучения, упражнения, поощрения, наказания, заставления).    

III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.  

Устные и письменные методы.

Фронтальные, групповые или индивидуальные методы контроля.

Итоговые или текущие методы контроля.

С применением ИКТ и ИСО или без них.

Программированные или непрограммированные.  

Примечание 1 (главное): данная классификация обладает системными свойствами. Это означает, что любой из выбранных нами методов реализуется через все остальные.  

Примечание 2.  Сочетать или складывать между собой только методы, объединённые в одну группу, т.е. по одному основанию: словесный + наглядный + практический; репродуктивный + проблемный + эвристический, но бессмысленно пытаться сочетать словесные методы с проблемными, поскольку они из разных логических рядов: словесные могут быть проблемными, а могут и не быть.  

Примечание 3  Ни один метод обучения не является универсально хорошим или плохим, либо имеет свои хорошие и плохие стороны.  

Примечание 4 Никогда не следует делить методы на современные и несовременные, так как нам безразлично, когда был разработан метод, мы делим их на эффективные и неэффективные для конкретных детей.  

Примечание 5 Не корректно делить методы обучения на активные и пассивные, либо их делает теми и другими исполнитель, сами по себе методы не являются не активными и пассивными, хотя можно говорить о методах  активного и пассивного обучения.            

Категория: На заметку | Добавил: Наталья_Ивановна (21-08-2011)
Просмотров: 1545 | Рейтинг: 1.2/13
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]