Нет современных и несовременных, активных и пассивных, эффективных и неэффективных методов обучения, есть слабые и сильные стороны методов обучения. Необходимо безусловное знание системной классификации методов обучения и только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения исходя из знания сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса. В начале 21 века особую ценность представляют методы развития познавательного интереса (ведущая потребность учащихся - познавательный интерес). Системная классификация методов обучения. (один метод реализуется через другой) Слово метод своими истоками восходит к понятию «деятельность». Деятельность может быть: - организована; - стимулирована; - проконтролирована. Отсюда следует существование 3 групп методов: I. Методы организации и осуществления учебной деятельности. II. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности. I. Методы организации и осуществления учебной деятельности. 1.Перцептивный аспект (восприятие) – методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения или практических действий: а) словесные методы (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, чтение учебника, справочной литературы, звуковоспроизведение); б) наглядные методы (демонстрации, иллюстрации, показ плакатов, репродукций с картин, мультимедийных проекций, фото, схем, чертежей); в) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия) 2.Гностический аспект (познание) – сюда относятся методы, объединенные по характеру усвоения нового учебного материала; либо путём самостоятельных рассуждений над проблемными ситуациями или же активного запоминания готовой учебной информации: а) иллюстративно-объяснительный; б) репродуктивный; в) проблемные (проблемного изложения); г) эвристические (частично-поисковые); д) исследовательские. 3. Логический аспект – методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала: а) индуктивные методы ( от общего к частному, от сложного к простому), дедуктивные, традуктивные (от частного к частному, от примера к примеру); б) конкретные и абстрактные, синтез и анализ; сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация (методы как мыслительные операции). 4. Управленческий аспект – методы характеризующие степень самостоятельности ученика в учебно-познавательной деятельности: а) методы под руководством учителя; б) методы самостоятельной работы учащихся. II. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. Методы стимулирования мотивов интереса учения (познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, парадоксальность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.п.). Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости (методы воспитания: убеждения, требования, приучения, упражнения, поощрения, наказания, заставления). III. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности. Устные и письменные методы. Фронтальные, групповые или индивидуальные методы контроля. Итоговые или текущие методы контроля. С применением ИКТ и ИСО или без них. Программированные или непрограммированные. Примечание 1 (главное): данная классификация обладает системными свойствами. Это означает, что любой из выбранных нами методов реализуется через все остальные. Примечание 2. Сочетать или складывать между собой только методы, объединённые в одну группу, т.е. по одному основанию: словесный + наглядный + практический; репродуктивный + проблемный + эвристический, но бессмысленно пытаться сочетать словесные методы с проблемными, поскольку они из разных логических рядов: словесные могут быть проблемными, а могут и не быть. Примечание 3 Ни один метод обучения не является универсально хорошим или плохим, либо имеет свои хорошие и плохие стороны. Примечание 4 Никогда не следует делить методы на современные и несовременные, так как нам безразлично, когда был разработан метод, мы делим их на эффективные и неэффективные для конкретных детей. Примечание 5 Не корректно делить методы обучения на активные и пассивные, либо их делает теми и другими исполнитель, сами по себе методы не являются не активными и пассивными, хотя можно говорить о методах активного и пассивного обучения. | |
| |
Просмотров: 1545 | |
Всего комментариев: 0 | |