Левшами являются около 10%
людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость –
очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в
процессе обучения и воспитания. Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или
левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями
функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее
четкая специализация в работе полушарий головного мозга.
Специфика латерализации
мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к
числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее
опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности
выполнения зрительно – пространственных заданий.
До недавнего времени
леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали
писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и
невротические состояния).
В последние годы школа
отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них
рукой. Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения:
в детском саду или при приеме в школу.
Определение ведущей руки
ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные
особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при
переходе к систематическому школьному обучению. Таким образом, вопрос о
переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться
строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических
особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.
В деятельности леворукого
ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие
проявления:
Сниженная способность
зрительно – двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на
срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме,
чтении, как правило, имеют плохой почерк.
Недостатки
пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск
и перестановка букв, оптические ошибки.
Для левшей характерна
поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».
Слабость внимания,
трудности переключения и концентрации.
Речевые нарушения: ошибки
звукобуквенного характера.
Одной из наиболее важных
особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность,
повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная
утомляемость.
Кроме того, немаловажное
значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе
отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы.
Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим
адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно
медленнее и более болезненно.
Эти дети нуждаются в
специальных занятиях, направленных на развитие: зрительно – моторной
координации;
точности пространственного
восприятия;
зрительной памяти; наглядно – образного мышления;
способности к целостной
переработке информации;
моторики; фонематического слуха; речи.
Рекомендации учителям.
Постановка техники письма у левшей специфична.
Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное
письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой.
Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта. Для леворуких
рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. При овладении
письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв,
который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В
классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком
положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную
освещенность.
Парта ребенка должна быть
размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим
глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место
учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося.
Итак, леворукий ребенок
может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость
является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными
нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного
ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве
уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные
осложнения при овладении учебной деятельностью.
|